Политика Закон против коррупции

Нина Усова
№3 (660) 14.01.2009

Что позволяет чиновникам брать взятки? Лазейки в законах, отсутствие четких и понятных правил игры для всех. В минувшем году прокуратура Карелии не пожалела сил и проверила огромное количество самых разных правовых актов, постановлений и распоряжений на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. О том, каковы результаты этой огромной работы, мы попросили рассказать Дмитрия Маклакова, начальника отдела Прокуратуры РК по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, и старшего прокурора отдела Алексея Дорохова.

– Думаю, нашим читателям будет интересно узнать: хороши ли карельские законы?

– Хороши. Но некоторые из правовых актов допускают разночтения, что позволяет чиновнику применять их так, как ему заблагорассудится. А это – прямой путь к коррупции.

В 2008 году органами прокуратуры республики выявлено свыше 700 нарушений законодательства о государственной муниципальной службе и противодействии коррупции, в том числе более 100 незаконных правовых актов, среди которых 12 нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Карелия. Более трех четвертей из оспоренных правовых актов уже отменены или приведены в соответствие с законодательством.

– А как же быть с давно принятыми актами?

– Мы не обошли их вниманием и изучили более 5 000 действующих правовых актов исполнительных органов государственной власти РК, принятых в течение последних 15 лет. Выявлены 67 случаев, когда в актах содержатся коррупциогенные факторы. 9 из них по протестам прокурора изменены либо приведены в соответствие, в отношении других направлена информация главе республики. Сейчас над ними идет работа.

– Где самое слабое звено?

– Очень много разночтений в документах, связанных с муниципальным имуществом. В четвертом квартале мы провели соответствующую проверку и обнаружили коррупциогенные факторы в 21 муниципальном правовом акте. Некоторые положения допускали произвольное изменение размера арендной платы, в том числе освобождение от ее уплаты, либо предусматривают возможность предоставления имущества в аренду без проведения конкурсных процедур.

Так, прокурором Пудожского района были принесены 6 протестов на нормативные правовые акты Пудожского муниципального района, Пудожского городского поселения, а также четырех сельских поселений, утвердившие методику определения арендной платы. Протесты рассмотрены и удовлетворены. Аналогичные меры приняты прокурорами Олонецкого и Питкярантского районов. В Калевале во время выдачи земельных участков комиссия могла необоснованно требовать дополнительные документы от заявителей. Прокурор района устранил это нарушение законодательства.

В Петрозаводске намеревались принять методику определения размера арендной платы за муниципальное имущество, которой предусматривалось произвольное право должностных лиц решать вопрос о предоставлении возможности сдачи арендуемого имущества в субаренду. С учетом отрицательного заключения прокурора Петрозаводска в проект были внесены изменения.

– Знаю, что Прокуратура РК много делает, чтобы улучшить жизнь социально незащищенных слоев населения…

– Да, и наша работа приносит социальный эффект. Недавно мы потребовали, чтобы были внесены изменения в правила выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы соцзащиты, компенсаций страховых премий по договору ОСАГО. Если раньше компенсация производилась при условии использования автомобиля лицом и еще не более чем одним водителем, указанным в договоре, то согласно федеральному закону мы смогли увеличить число пользователей авто еще на одного человека. Согласитесь, для инвалидов это иногда очень важно.

Мы указали на недостатки и Министерству здравоохранения. В правовом документе не был установлен срок принятия решения о предоставлении бесплатного социального обслуживания, что позволяет чиновнику произвольно рассчитывать течение срока. Также допускалась возможность оказания срочного социального обслуживания, однако правовым актом не были установлены случаи и основания предоставления такого социального обслуживания, что необоснованно ставит принятие решения в зависимость от конкретного чиновника.

Еще пример. Постановлением правительства республики утвержден Порядок внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан по программе государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в госучреждениях. Положениями документа предусмотрено согласование с государственными учреждениями не только даты поступления гражданина, но и сам вопрос об оказании внеочередной медицинской помощи. Однако единственным критерием – оказывать эту помощь или нет – являются медицинские показания.

На основании информации прокуратуры республики Минздравом разрабатываются правовые акты о внесении соответствующих изменений.

– Вы довольны итогами года?

– Проделана огромная работа, но еще больше предстоит сделать. В наступившем году Прокуратура РК намерена продолжить и усилить борьбу с коррупцией. Эти задачи ставит перед нами президент страны, и мы намерены их выполнять.