Общество Кипятите воду перед освящением

Губерния
№3 (660) 14.01.2009

Сто лет тому назад Олонецкая губерния весьма быстро оправилась от праздников и вернулась в рабочий ритм. Губернское земское собрание провело два заседания. Во-первых, обсудили "план покрытия губернии сетью дорог" и заключили, что план этот как раз приводится в исполнение. Во-вторых, было решено поздравить олонецкого губернатора Протасьева с 35-летием государственной службы и поставить в зале заседаний его портрет. Губернатор не остался в долгу – 14 января 1909 года в его доме был дан бал. Гостей пригласили к 9 часам вечера. Разъезжаться начали в два часа ночи. Корреспондент "Олонецких губернских ведомостей" отмечает, что на дамах были необыкновенно красивые платья.

В январе 1909 года губернские власти ждали распоряжений относительно эпидемии холеры, которая бушевала в Петербурге и быстро распространялась за его пределы. Между тем в самой столице никакие меры против эпидемии не помогали, и недоверие населения к главному санитарному врачу Петербурга Александру Николаевичу Оппенгейму постоянно росло. В частности, Оппенгейм пытался ограничить употребление некипяченой невской воды и даже в канун Рождества 1909 года ездил к митрополиту Антонию просить, чтобы тот распорядился освящать только кипяченую воду. Митрополит между тем освятил в Лавре воду прямо из Невы и сам первый выпил стакан.

Над священниками, кипятившими воду перед освящением, в печати издевались: маловеры, мол, какие. Так, "Олонецкие губернские ведомости" разместили на своих страницах перепечатку язвительной заметки Александра Столыпина. Известный столичный журналист (и, кстати, брат министра Петра Столыпина) повествовал о "дерзком покушении" на Оппенгейма и петербургского голову Земцова. "Пусть говорят, что городские деятели не оправдали надежд населения, что по их вине на петербургских кладбищах вырос лес из четырех тысяч крестов – все это так, и тем не менее отдельные граждане не могут брать на себя грустную обязанность палача!" – лукаво возмущался автор заметки. Заметка пестрела подробностями в духе детективных романов, но заканчивалась неожиданно прозаично. "Приблизившись к намеченным жертвам, злоумышленники брызнули им в лицо водою. По анализу городской лаборатории, вода эта оказалась невскою и непрокипяченною. Говорят, положение жертв безнадежно".

Сто лет назад вакцинация вызывала много споров (которые, впрочем, не утихли и по сей день). Еще несовершенная "сыворотка против холеры" давала тяжелые реакции. Однако прививание против оспы шло более успешно. "Ведомости" опубликовали "Сведения о ходе эпидемии натуральной оспы в Олонецкой губернии с 15 августа 1908-го по 1 января 1909-го" с подробной таблицей, сколько человек заболело в каждой конкретной деревне и сколько из них умерло. Газета подчеркивает, что у тех, кому была привита "предохранительная оспа", болезнь прошла легко.

14 января "Олонецкие ведомости" напечатали таблицу выигрышей лотереи в пользу Вытегорского вольного пожарного общества. Перечень выигрышей мил и трогателен: веер белый с ромашками, блюдечко для булавок стеклянное, банка для печенья. Выигрыши рекомендовалось забрать в течение месяца; в противном случае лорнеты и спичечницы должны были остаться у пожарного общества.

Короткая, но любопытная заметка опубликована в "Ведомостях" от 20 января: "Иеромонах Илиодор помещен в настоящее время в минском архиерейском доме, причем за проповедническою деятельностью его установлен строгий надзор". Упомянутый Илиодор – одна из тех одиозных личностей, которыми изобиловала Россия начала XX века. "Авантюрист и проходимец", черносотенец, Илиодор произносил зажигательные проповеди против евреев и инородцев, против интеллигенции и даже призывал к погромам. В начале 1909 года Синод действительно постановил перевести Илиодора в Минск, но вопреки данной в карельской газете информации Илиодор не поехал. Постановление было отменено по настоянию Распутина, который в то время покровительствовал Илиодору.

В заключение приятно отметить, что есть на свете вечные ценности, объединившие наш век и век минувший. Как сообщают "Олонецкие губернские ведомости", 4 и 7 января интеллигенция села Важино поставила два водевиля по Чехову, а 20 января "Библиотека уголовных романов" пообещала напечатать "полное собрание уголовных рассказов Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе".