Экономика Назад пути нет

Илона РАДКЕВИЧ
№7 (664) 11.02.2009

Новая система оплаты труда бюджетников обернулась для них кошмаром. Первыми забили тревогу учителя. Теперь о том, что стали получать меньше прежнего, заговорили работники культуры и медики. Тревожные звонки раздаются со всех уголков Карелии.

После того как люди в голос стали возмущаться новой системой оплаты труда, Сергей Катанандов накинулся на министров. Губернатор сообщил, что предупреждал их: будет недовольство людей – могут лишиться работы.

– У меня никакого желания нет оказаться в дураках, – заявил Катанандов.

Видимо, чтобы Сергей Леонидович не гневался, одни руководители бюджетных учреждений о проблемах помалкивают, другие заставляют помалкивать своих сотрудников.

– Нам главный так и сказал: только откроете рот, всех к чертовой матери уволю, – говорит санитарка одной из карельских больниц. – Катанандов нам говорит: "Приходите, не бойтесь". Но как? Мне, может быть, сейчас ничего не сделают, но через месяц найдут предлог и все равно выгонят.

Ничего не скажешь, отличный способ борьбы с проблемой. Люди потеряли часть зарплаты, но говорить об этом боятся.

– Только вы это нигде не пишите, – предупреждает меня после разговора главный врач другой больницы. – Этого сейчас никто не любит. Нам дали понять, что мы можем писать Медведеву и дальше, но все будет решаться на местах. Наверное, не стоит ломать копья. Так оно и останется. Российский народ все выдержит.

Открыто руководители бюджетных организаций говорили только на встрече с губернатором. Главный врач поликлиники №4 Ольга Белко сказала, что сама по себе система вроде бы неплохая, но в нынешних условиях о стимулировании работников и речи не идет. Денег не хватает даже на выплату заработной платы. Представитель петрозаводского социокультурного центра призналась, что в условиях реформы сумма, выделенная на повышение фонда оплаты труда, расходуется на младший рабочий персонал, например, на охранников. Да, чтобы сэкономить деньги, руководство учреждения могло бы сократить специалистов, но тогда здания центра будут охраняться, а работать в них будет некому.

Интересный результат

– Обстановка в бюджетной сфере неласковая, – говорит губернатор. – Мы должны понимать, что, подняв на 9 процентов фонд оплаты труда, мы поддержали бюджетников, а фактически получается, что не поддержали. Как в том анекдоте: я по камере хожу, а на самом деле сижу. Такой интересный результат.

Разбирая на оперативном совещании в правительстве результаты реформы, чиновники пришли к выводу: люди ее просто не понимают. И они правы. Судя по звонкам, которые поступают в редакцию, вопросов хватает. Вот только к кому за ответом идти, люди не знают.

– У нас, санитарок, была ставка 1600, а стала 2950 рублей. Можно сказать, что она увеличилась в два раза, – говорит сотрудница психиатрической больницы. – Если бы на эту ставку пошло все то, что нам платили раньше, зарплата бы увеличилась. Но с нас сняли сельские, медстаж, всю подработку и сократили ночные. То же самое и сестрам. В результате их зарплата уменьшилась на 3 тысячи рублей, а наша на 1,5 тысячи рублей. Нам обещали, что меньше мы получать не будем, но мы уже в декабре получили меньше. В чем смысл такой реформы?

– Нам не нравится то, что с нас сняли лесные проценты и дополнительные две недели к отпуску, – говорят сотрудники одной из поселковых больниц. – За стаж раньше доплачивали 60 процентов, осталось – 30. Вот мы и задаем вопрос: правомерно ли все это? Нам сказали, что закон, который давал нам лесные, утратил свою силу, но у нас же остались работники леса, и мы выезжаем в леса, оказываем помощь. Мы не понимаем, почему в Петрозаводске врачу дают оклад 6 тысяч рублей, а в Пяльме – 4 тысячи? У нас одинаковые дипломы, и оклад должен быть единый. Мы видим, что потеряли в зарплате: кто две тысячи, кто три.

Вернуть нельзя

Сергей Катанандов сказал бюджетникам, что может остановить реформу и на "раз-два" вернуть все обратно.

– Это нереально, – говорит министр труда и занятости Гивий Карапетов. – Той системы оплаты нет! Сетка отменена. Все! Назад дороги нет.

Получается, возмущаться бесполезно. С новой системой, по словам чиновников, бюджетникам придется смириться.

– На притирку уйдет года три, – говорит Гивий Карапетов. При этом, уверен министр, обиженные все равно останутся.

В том, что люди систему не приняли и недопоняли, чиновники винят органы местного самоуправления и руководителей бюджетных учреждений, мол, некачественно провели разъяснительную работу.

– В каждой школе должны были составить новые трудовые соглашения, – говорит Гивий Карапетов. – В этих соглашениях должны были прописать все – от "а" до "я". Ничего не было сделано. Недоработано все.

И что теперь?

А теперь, говорит министр труда, с каждым учреждением придется разбираться отдельно. Гивий Карапетов уверяет, что он и его специалисты готовы ответить на все возникающие вопросы. Он просит людей обращаться напрямую в министерство. Если кто-то опасается остаться без работы, можно даже анонимно. Каждая ситуация, говорит министр, будет анализироваться и разъясняться. Все жалобы, которые будут поступать в редакцию "Карельской Губернiи", сотрудники министерства также готовы рассматривать и даже при необходимости отвечать на них на страницах нашей газеты.