Общество Жизнь под проводами

Надежда Меккиева
№7 (664) 11.02.2009

Недавно заработавшая электрическая подстанция в Шуе впечатляет. Вот, казалось бы, один из символов величия человеческого разума. Если бы не одно "но". Рядом с подстанцией расположен дом, жильцы которого вовсе не рады новому "соседу".

Виталий Алексеев проживает в доме по улице Рыбацкой с 2004 года. В конце прошлого года он попал в сети, причем не рыбацкие, а самые что ни на есть электрические.

В ходе реконструкции подстанции опоры передач были выведены прямо перед его домом, позднее натянули провода. Согласно правилам безопасности, от провода до ближайшего жилого помещения должно быть не менее 25 метров. Это так называемая охранная зона. Знак о допустимом расстоянии прикреплен к одному из опорных столбов. Но знак и реальность существуют отдельно друг от друга. Расстояние до дома в 6 раз меньше необходимого – всего 4 метра. Алексеевы практически живут на вулкане.

– Случись обрыв провода, и все здесь выжжется сразу, – говорит Виталий Алексеев.

Ждать трагедии Виталий не стал, забил тревогу. Но услышан не был. В декабре подстанцию в Шуе открыли с большой помпой. По словам Алексеева, их дом в тот день оцепили сотрудники милиции.

– Наверное, чтобы праздник не испортили, – предполагает Виталий.

На празднике присутствовал премьер-министр Павел Чернов, который отметил важность события для республики. Для Алексеева же важна безопасность его семьи, право на которую он намерен отстаивать до конца.

Кто не виноват?

В сложившейся ситуации "Карелэнерго" своей вины не видит. До 2002 года здание по улице Рыбацкой принадлежало "Карелэнерго" и считалось производственным. Потом компания продала этот дом, и в ее бумагах он до сих пор числится как нежилой. Как утверждают в "Карелэнерго", они не знали, что в 2007 году Алексеев оформил перевод нежилого помещения в жилое. Узнав же об этом сейчас, считают перевод незаконным.

– На момент перевода реконструкция уже шла, проект был согласован в администрации, – объясняет начальник управления правового обеспечения "Карелэнерго" Елена Сополева. – Жилое помещение не может находиться вблизи линий электропередачи. Этим вопросом в администрации не озаботились.

Как пояснили в Прионежской мэрии, отказывать Алексееву не было причин, поскольку им был предоставлен весь пакет необходимых документов. Выезжал ли специалист на место, сказать сложно, так как сейчас тот человек в мэрии уже не работает.

По мнению "Карелэнерго", не стоит сбрасывать со счетов и самого Алексеева. Его инициатива по переводу помещения из нежилого в жилое выглядит неоднозначно.

– Граждане же прекрасно знают, что рядом идет реконструкция! Это халатное отношение к своей жизни, – уверена Елена Сополева. – Какая нормальная мать позволит своим детям у подстанции жить?!

По словам Виталия Алексеева, активные работы начались только в 2008 году, то есть уже после перевода. Опоры же были выведены к дому лишь в октябре. Сама же подстанция существует здесь с 1966 года и раньше поводов для беспокойства не давала.

Не видели – не знали

Между тем есть основание предполагать, что в "Карелэнерго" недоговаривают. Представители компании убеждают, что были не в курсе перевода, и показывают бумагу из РКЦ "Недвижимость", согласно которой здание до сих пор остается производственным.

– Да в этом доме всю жизнь жили люди! Еще до нас. Вот, у меня есть техпаспорт, где прописано, сколько имеется жилых помещений, есть домовая книга. Здесь можно было прописываться, – показывает документы Виталий Алексеев. – А перевод мы сделали, потому что хотели вернуть 13% от сделки купли-продажи.

Из РКЦ "Недвижимость" у Виталия тоже есть бумага, что здание производственное, но в нем официально зарегистрирована квартира. Почему в "Карелэнерго" совсем другая бумага, непонятно. Но даже если предположить, что там ничего не знали, то неужели не видели, что в доме живут люди? В доме пластиковые окна, из трубы идет дым, никто ни от кого не скрывается. Получается, и "Карелэнерго" подошло к делу формально? Еще один настораживающий момент – Виталий Алексеев уже в октябре письменно обратился за разъяснениями в "Карелэнерго". Еще до ввода подстанции.

Угрозы нет?

"Карелэнерго" инициировала лабораторные исследования. Как сказано в заключении Роспотребнадзора, показатели электрического и магнитного полей не превышают допустимого уровня. Ростехнадзор также все одобрил.

– На момент подписания акта у "Карелэнерго" были документы о том, что помещение нежилое, – сообщил "Карельской Губернiи" руководитель Ростехнадзора Юрий Ефименко. – Также предоставлены документы о незаконном проживании и о том, что люди будут выселены.

– А нельзя было подождать?

– В данном случае непосредственной угрозы жизни нет. Поэтому нет оснований отключать рубильник. Если отключим подстанцию, пострадает значительное количество человек.

По словам Юрия Ефименко, из сложившейся ситуации есть два выхода – переносить провода, что вполне реально, или же переселять людей.

Виталий Алексеев отступать не намерен:

– Соседи у нас молчат. Все молчат, кроме меня. Спрашивают, как же я, простой человек, не боюсь идти против такой организации, как "Карелэнерго"?! Ведь громадные деньги вложены в эту подстанцию (почти 200 млн рублей. – Прим. ред.). Получается, какая-то мелкая сошка пошла поперек всех. А я за дочку свою боюсь (маленькой Ане всего 2 месяца. – Прим. ред.).

Доказывать свою правоту Виталию придется в суде. "Карельская Губернiя" следит за развитием событий.