Культура "Девушка, уймите вашу мать!"

Александр ФУКС
№13 (670) 25.03.2009

Немного дебиловатая и уже неюная женщина "из глубинки" любит фотографии братьев Кеннеди, но вынуждена ухаживать за своей упрямо не умирающей матерью. Крепкой старушкой, выливающей мочу в раковину. В итоге никакой личной жизни, никаких перспектив и глухое желание грохнуть свою мать. Вот, в общем, основная суть конфликта пьесы МакДонаха "Королева красоты", поставленной в театре "Творческая мастерская" питерским режиссером Борисом Цейтлиным.

Непонятно как-то все. С одной стороны, театралы уже знают, что 38-летний ирландец МакДонах – сегодня один из самых востребованных драматургов в мире. Уже 12 лет его без удержу ставят лучшие театры планеты. Он штатный драматург Британского королевского национального театра. А своей "Королевой красоты" он в 1997 году буквально взорвал театральный мир. Написал ее за 8 дней и получил четыре премии "Тони" на Бродвее... В прошлом году слава МакДонаха докатилась до России. После пары постановок в провинции за его пьесы взялась Москва. Кирилл Серебрянников во МХАТе, Михаил Бычков в Театре имени Вахтангова, Константин Райкин в "Сатириконе" – очень уважаемые режиссеры решили прикоснуться к этому материалу. Значит, наверное, в нем что-то есть? В смысле, что-то такое неожиданное, необычное и новаторское. Но в том-то и дело, что по постановке "ТМ" невозможно понять, за что театральный мир так уж яростно влюбился в МакДонаха.

Бытовой конфликт стареющей дочери и неумирающей матери. Глубинка, из которой нет выхода. Мать, гирей висящая на выросшем чаде. В общем, серьезный семейный конфликт. Герои смотрят знакомые всем нам сериалы, словно давая понять, что все это возможно не только в маленьких ирландских селениях, но и у нас в Лоухах, Пиндушах и прочих милых карельских уголках. И при этом все как бы немного шутя. Драма сквозь черный юмор. Неплохо, конечно. Но такое уже бывало. Взять хотя бы знаменитый в недавнем прошлом спектакль "ТМ" "Цианистый калий. С молоком или без?". Провинция, недостижимость лучшей жизни, труп в чемодане, и все это весело хохоча. В Питере в Небольшом драматическом театре эту пьесу назвали "В Мадрид! В Мадрид!" и просто сделали из нее "Три сестры" в едком соусе черного юмора. А ведь испанец Мильян написал "Цианистый калий" на четверть века раньше.

Сама тема близких к смертоубийству взаимоотношений великовозрастного дитяти и матери тоже не нова. Достаточно вспомнить героя малюсенького Денни Де Вито, упрямо норовившего сбросить свою противную мамашу с поезда. Да, в конце концов, мотив жертвы, приносимой одними родственниками ради других, замечательно всем знаком по чеховскому "Дяде Ване". То есть в чисто содержательном плане пьеса не содержит ничего такого, чего современный зритель еще не проходил. Видимо, разгадку стоит искать в какой-то таящейся в тексте литературной игре, в отстраненности от содержания, в каких-то вторых смыслах. Неспроста же, в конце концов, МакДонах любит подчеркивать, что большое влияние на его творчество оказали постмодернистские фильмы Квентина Тарантино. Но в спектакле этого почти нет. Ну да – все немножко больные. И еще мать (Людмила Зотова) замечательно спокойным голосом просит дочку (Людмилу Баулину) не поливать ее горящим подсолнечным маслом.

Хотя, может, для нашей незамысловатой сцены так и надо? Все эти подтексты, вторые планы и отстранения могут быть не понятны рядовому зрителю. Поэтому надо попроще и пояснее. Провинция все-таки. То есть артисты играют простоватых и не вполне душевно здоровых людей хорошо. Юмор доносят. В конце, как и задумано, публике становится грустно. Уровень режиссуры и актерского исполнения отличный. Придраться не к чему. А то, что за этим стоит какой-то загадочный ирландский выскочка, так кто, кроме нескольких зануд, об этом знает? Практически никто.