Культура Свинья-оборотень

Губерния
№13 (670) 25.03.2009

Сто лет назад наших предков волновали те же самые проблемы, что и нас… да плюс к тому происки ведьм и оборотней.

Весной 1909 года газеты написали об истязании свиньи, которую невежественные горожане приняли за нечистую силу. Среди "жителей окраин" долго ходил слух, что ночью по улицам бегает ведьма в облике свиньи. Поэтому, когда в 10 часов вечера трое парней услышали за спиной хрюканье, они с криками бросились наутек. Свинья, на свою беду, побежала за парнями. Вскоре вокруг нее собралась толпа. Решено было "проучить ведьму", для чего смельчаки вооружились кто лопатой, кто кочергой. Несчастное животное гоняли всю ночь, "судили" ее – отрезали в назидание уши и хвост. Все с нетерпением ждали утра, чтобы увидеть, как с первым криком петуха свинья превратится в женщину. Пропел петух, но свинья так и осталась свиньей. Разочарованные обыватели разошлись по домам. Чуть позже еле живую свинью нашел ее хозяин, который сразу же обратился в полицию, требуя взыскать с "инквизиторов" убытки.

Интересно, что еще за пару недель до этого дикого случая "Олонецкие ведомости" вовсю потешались над суеверностью "некультурных финнов". Некто Олончанин пишет, что крестьяне в Финляндии обращаются к колдунам и что об этом часто рассказывают финские газеты. Так, "крестьянин из села Ямся съездил к деду-колдуну узнать, отчего могла убежать лисица, после того как съела выставленную им отравленную приманку". С другой стороны, говорит Олончанин, "высшие слои финляндцев настолько уже просвещены, что даже христианскую веру относят к суевериям и волшебству". Один финский пастор, к примеру, сокрушался, глядя на прихожан: "Какие безобразные рожи!", а во время причастия грубо покрикивал: "Ну, ты, лакай поменьше, еще много ртов ждет!" А какие-то веселые господа привели в церковь лошадь, где поили ее водкой. "И вот такие-то просветители лезут теперь в Карелию, чтобы уничтожить суеверие среди православных карел!" – с негодованием заключает автор заметки.

Вообще камешки в финские огороды летят почти в каждом номере олонецких газет. В 1909 году Финляндия все больше стремилась к независимости, и Российской империи, в состав которой она тогда входила, это, конечно, не нравилось. Правительственной газете не оставалось ничего другого, кроме как доказывать: финны по-прежнему дикий народ.

"Финляндская учащаяся молодежь одичала, – сообщает очередной корреспондент. – Недавно ночью швейцар финской школы был разбужен необычным стуком. В помещение школы проникли, открыв двери поддельным ключом, три молодых человека. Они влезли таким воровским образом в школу, чтобы списать темы письменных работ на выпускных экзаменах".

С наступлением весны "Ведомости" начали проводить среди олонецких крестьян активный противопожарный инструктаж, ведь в теплое время года пожары становились настоящим бедствием деревни. "А все бедствие происходит у вас от себя, от небрежного отношения к своему добру", – поучает деревенских жителей газета. В нескольких номерах рассказывается, "как можно себя ограждать от несчастия сгореть": не забывать чистить домовые трубы, вовремя выметать из дома и со двора щепки и стружки. Для последнего вида работы "следует воспользоваться подростками".

"А если при вашей заботе и заберется к вам беда, чего Боже сохрани, то вы в состоянии будете победить эту беду". Любой пожар сто лет назад тушился всей деревней, причем существовало специальное расписание, в котором указывалось, кто подвозит воду, кто несет лестницу, кто – топор. Газета рекомендует крестьянам осмотреть свой пожарный инструмент и все время держать на видном месте, не разрешая домашним использовать его в хозяйстве.

В конце марта 1909 года из этапного пункта в Пряже бежали пять арестантов. При этом они серьезно ранили двоих конвоиров, а позже убили двух крестьян, забрали их лошадей и бежали из Олонецкого уезда в Лодейнопольский. Для поимки беглецов был отправлен отряд стражников. Через несколько дней все арестанты были застигнуты стражниками в лесу. Произошла перестрелка. Как сообщает газета, "были убиты все беглецы и, к сожалению, один стражник".