Общество Дело о дорогах

Илона РАДКЕВИЧ
№13 (670) 25.03.2009

Последний раз Гоголевский мост в Петрозаводске капитально ремонтировали в 1997 году. Первые проблемы с ним появились уже весной 1998-го. Администрация города даже не смогла ответить на вопрос, сколько денег на его содержание было вбухано с тех пор. Но сколько бы ни было, результат один – мост трещит по швам. Ямочного ремонта хватает на какие-то пару дней, нужна глобальная реконструкция.

Журналисты возмущают

В прошлом году на текущий ремонт дорожно-мостового хозяйства Петрозаводска из бюджетов разных уровней было выделено более 127 миллионов рублей. Сегодня от дорог, на которые эти деньги были истрачены, и следа не осталось.

– Что не так с нашими дорогами? – интересуемся у начальника Управления автомобильных дорог Карелии Игоря Жадановского. – В Карелии плохие специалисты-дорожники или технологии строительства не соответствуют дорожной обстановке? Такое ощущение, что деньги просто закатываются в асфальт.

– Я всегда возмущался, что журналисты так пишут, – говорит Игорь Семенович. – Я с этим категорически не согласен. Дорожники сейчас все работы делают качественно. У нас хорошие специалисты. А того ямочного ремонта, который делается, и должно хватать на год-два.

– Месяц…

– Всякое бывает.

По словам Игоря Жадановского, деньги, выделяемые на ремонт дорог, не закапываются, они максимально эффективно используются. Другой вопрос, что хватает их только на то, чтобы просто обеспечить проезд.

– Чтобы построить один километр хорошей дороги, которая прослужит 15 лет, нужно от 20 до 60 миллионов рублей, – говорит заместитель начальника Управления автомобильных дорог Карелии Геннадий Тимохов. – За эти же деньги можно сделать 40 километров ямочного ремонта, которого хватит на два года. В условиях недофинансирования приходится выбирать.

– Нареканий по вновь построенным дорогам и мостам нет, – заверил нас Игорь Жадановский. – Они свои гарантийные сроки выдерживают. Я могу привести вам тысячу примеров, где мосты сделаны и стоят по 60-80 лет.

– А как же мост через реку Безглазая на автомобильной дороге Суоярви – Юстозеро – Медвежьегорск? – спрашиваем мы. Комиссионное обследование этого объекта на стадии строительства выявило серьезные дефекты, и контролирующие органы заставили фирму, выполняющую работы, разобрать мост на одной из стадий строительства.

– А вот это как раз вопрос о техническом надзоре, – говорит Игорь Жадановский. – Здесь он сработал очень хорошо. Все вовремя определил.

С этим не поспоришь. Хорошо, что выявили и остановили. Но уже одно то, что подобное возможно, не может не беспокоить.

– Выявленные нарушения были очень серьезными. Они могли привести к разрушению моста во время его эксплуатации, – говорили тогда одни специалисты.

– Да ничего страшного с ним не произошло бы, – уверяли другие. – Все из серии вероятности.

Один небезызвестный в городе специалист в области дорожного и мостового строительства в приватной беседе рассказал нашему журналисту о том, что нет ни одной стройки, где все делается строго по проекту.

– Конечно, это ненормально, – соглашался собеседник. – Но заказчик ставит нас в такие условия. Приходится экономить.

Экономить, например, можно на арматуре (положить меньшим диаметром или не положить совсем) или марках бетона.

– Но это никакой роли абсолютно не играет, – уверял нас тогда собеседник. – Можете спокойно по всем этим мостам ездить.

На проектно-сметную документацию Гоголевского моста из бюджета города было выделено 16 миллионов рублей. По идее, все затраты специалисты должны были просчитать. Вот только где гарантия, что расчеты сотрудников "Карелпроекта" и дорожников совпадут и последние не начнут экономить, в том числе и на наших жизнях?

Вопросы есть, ответов нет

В петрозаводской администрации воздержались от ответа на вопрос, опасно ли на сегодняшний день передвигаться по Гоголевскому мосту. Как бы то ни было, денег на его реконструкцию у города все равно не имеется. Нужно 1 миллиард 200 тысяч рублей.

На прошедшей в Петрозаводске коллегии местного самоуправления и.о.главы администрации Анатолий Булдаков обратился к карельскому правительству с просьбой помочь в строительстве Гоголевского моста, на что премьер-министр правительства Павел Чернов предложил включить реконструкцию моста в план мероприятий по подготовке к 90-летию республики (это 2010 год) и попытаться получить на нее деньги из федерального бюджета.

А если не получится? Об этом никто не думает. Начало ремонта связывают с окончанием реконструкции дороги между Кукковкой и Древлянкой. Это событие запланировано уже на осень текущего года. Но не так давно на совещании в Минстрое Карелии Анатолий Булдаков говорил о том, что денег на завершающий этап реконструкции этого объекта не найдено.

– Есть ли они сейчас? – интересуемся мы у администрации.

Общаться на подобные темы лично чиновники почему-то отказываются, поэтому отвечают письменно. Так, они пишут, что для завершения автомагистрали необходимо 263 миллиона рублей. В бюджете Петрозаводска на эти цели уже предусмотрено 106 миллионов. Еще столько же планируется (!) получить из федерального бюджета. По идее, не хватает всего 51 миллиона рублей, но "администрация города будет изыскивать недостающий объем финансирования", обещают чиновники.

В целом, чтобы привести в порядок петрозаводские улицы, нужно 2 миллиарда рублей. У города же нет пока и 200 миллионов рублей в год, чтобы хотя бы в течение 10 десяти лет справиться с этой проблемой.

Вопрос о том, где взять деньги, вставал уже не раз. Например, в 2007 году чиновники очень активно кивали друг на друга, обсуждая эту тему.

– Финансирование ремонта городских дорог может осуществляться за счет федерального бюджета при наличии разработанной проектно-сметной документации, – говорил заместитель министра строительства республики Николай Скресанов. – Однако такой документации у Петрозаводска не имеется.

– В Петрозаводске нет ни одного дорожного проекта, который мы могли защищать в Москве, – упрекал тогда еще действующего мэра города Виктора Маслякова и премьер-министр правительства Павел Чернов.

– Выступления республиканских чиновников – вранье, – отбивался градоначальник. – Есть у города проектно-сметная документация! И пусть не говорят, что ее нет!

Виктор Масляков частенько говорил о том, что Петрозаводск для республики – "дойная корова", и от транспортного налога, который платят петрозаводчане, в городской бюджет не поступает ни копейки. Но обещал, что местные власти с ситуацией справятся и дороги во что бы то ни стало отремонтируют. В результате ни Маслякова, ни дорог.

Вопросы по качеству дорог задавались и в прокуратуру. В конце прошлого года один из депутатов Законодательного собрания Карелии обратился к прокурору Карелии с просьбой провести проверку по фактам нарушения технологии ремонта автодорог в Петрозаводске. Пойти на такой шаг, по словам депутата, его вынудили результаты обследования дорожной сети города, которую провели специалисты Минстроя. В письме министра строительства Карелии Валерия Момотова, поступившем в Законодательное собрание, говорилось о том, что "в результате обследования покрытия проезжей части улиц Петрозаводска, отремонтированных в 2007 году, выявлено наличие таких характерных дефектов, как неровная поверхность покрытия, раскрытие продольных и поперечных швов, просадки колодцев". Насколько нам известно, к ответственности за выявленные дефекты никто привлечен не был.

Всех пересажали?

Хотя в целом в дорожной отрасли "привлеченных" предостаточно. В 2006 году был осужден бывший председатель Дорожного комитета Карелии Альбек Гиззатулин. За взятку и оформление заведомо фиктивного договора между Дорожным комитетом и фирмой-подрядчиком на строительство автодороги Чобино – Паданы в Медвежьегорском районе (по этому договору фирма получила из бюджета республики около 18 миллионов рублей) чиновник был приговорен к 6 годам заключения.

В том же году за подписание фиктивных договоров на проведение ремонта в дорожной сфере был осужден и бывший директор государственного предприятия "Мост" Александр Саков. В декабре 2007 года рука правосудия дотянулась и до бывшего начальника Альбека Гиззатулина Владимира Корниенко, но чиновник не дождался суда – при первой же возможности он сбежал из Карелии. В настоящий момент завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего генерального директора государственного предприятия "Автомобильные дороги Карелии" Виктора Крисевича, которого обвиняют в хищении более 4 миллионов бюджетных денег с помощью все тех же "фиктивных" договоров подряда.

Не исключено, что сейчас в дорожной отрасли остались и работают только честные и порядочные люди, но вышеприведенные факты поневоле вынуждают сомневаться. Складывается ощущение, что дорожная отрасль чрезвычайно удобна для желающих набить карманы.

Вся надежда на президента?

Если этот вывод небеспочвенен и кто-то "экономит", а кто-то ворует, получается, хороших дорог нам не дождаться?

– Хорошо, что приехали, – обратилась одна из жительниц города к президенту страны Дмитрию Медведеву во время его визита в Петрозаводск. – У нас хоть дороги начали делать.

Накануне визита Дмитрия Анатольевича петрозаводские дороги действительно как-то особенно резко начали восстанавливаться. Насколько качественно все делалось – вопрос дискуссионный, главное, что деньги, которых не было, вдруг нашлись. Это событие не могло остаться незамеченным автолюбителями. И сегодня владельцы машин уже не видят другого выхода, кроме как прямого обращения к президенту страны. Сотрудники петрозаводской радиостанции "Авторадио" организовали сбор подписей под письмом к Дмитрию Медведеву, в котором описывается реальная ситуация с петрозаводскими дорогами. Жители города активно подписывают бумагу, которую венчает призыв: "Господин президент, приезжайте почаще! Нам нужны нормальные дороги!"

Получается, в "краю современных людей и современных технологий", как любит выражаться наш губернатор, вся надежда лишь на царя-батьку. Только к чему нам тогда эта огромная государственная машина и бесчисленная армия чиновников-посредников?