Экономика Страсти по таблеткам

Надежда Меккиева
№16 (673) 15.04.2009

В последнее время лекарства не то что выросли – вымахали в цене. Так, некоторые группы препаратов подорожали аж в 2 раза! Как рассказал один владелец петрозаводской аптечной сети, негодование, ругань и даже истерики стали обычным делом в аптеках. "Карельская Губернiя" попыталась выяснить, почему же кусаются цены на лекарства.

Всюду импорт

– За месяц за лекарства отдала 1500 рублей, таблетки от давления, печеночные, для суставов. Конечно, для меня это значительная сумма, – говорит пенсионерка Раида Дмитриевна. – А пенсия всего 7 тысяч рублей. А ведь надо еще за квартиру заплатить. На жизнь остается совсем ничего.

В такой ситуации – тысячи пожилых людей, у которых наличие хронических болезней объясняется возрастом.

– Мне жизненно необходимо сердечно-сосудистое лекарство. Мало того что оно почти в два раза подорожало, так еще и исчезли упаковки по 50 мл, есть только по 100 мл. Это надо выложить 300 рублей, тогда как 50 мл стоит 150 рублей, – жалуется пенсионерка Нинель Пшеницына.

Но не надо думать, что аптечный ценник шокирует только старшее поколение. Молодых подорожание тоже не слишком обрадовало.

– У меня аллергия, время от времени надо покупать препарат "Кларитин". Если раньше он стоил 190 рублей, то сейчас – 260, – рассказывает молодая петрозаводчанка Ольга Полякова. – Безумно подорожали витамины, некоторые сразу на 100 рублей! Такой резкий скачок цен не может не волновать!

Как уверяют владельцы аптек, их вины нет.

– Большинство лекарств – импортные, соответственно, зависят от курса доллара, – объясняет руководитель аптечной сети Дмитрий Петров (по просьбе собеседника имя изменено. – Прим. ред.). – Отечественные же лекарства на 90% изготавливаются из импортного сырья.

– Это очень импортозависимая отрасль, – вторит первый заместитель генерального директора ГУП РК "Карелфарм" Ольга Копошилова.

Поставщики

Все представители фармацевтического бизнеса в Карелии работают непосредственно с фирмами-дистрибьюторами, которые заключают контракты с производителем. Аптекам работать напрямую с производителями невыгодно: транспортные расходы, растаможка, отсутствие льгот. Производитель даст скидку дистрибьютору, который возит лекарства вагонами, а не владельцу аптеки, заказавшему коробку лекарства.

– Спрашиваю у поставщиков о причинах роста цен, они отвечают: "Производители повысили". Что на самом деле, я не знаю, – признается Дмитрий Петров.

На прошлой неделе в Законодательном собрании РК депутат Мрыхин предложил наладить систему прямых получений медикаментов от производителя. Создать единого дистрибьютора для Северо-Запада. Но карельские фармацевты считают эту идею утопичной.

– Северо-Запад дает крохотный объем оборота лекарственных средств, – обосновывает свое мнение первый заместитель "Карелфарма" Ольга Копошилова. – Как правило, национальные дистрибьюторы охватывают до 50% всех российских регионов. Производителям выгоднее работать с крупными дилерами. Кроме того, дистрибьютор должен иметь лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, иметь специально оборудованные склады, персонал с высшим фармацевтическим образованием, лицензию на ввоз лекарственных средств и так далее… С единым дистрибьютором для Северо-Запада лекарства обойдутся еще дороже.

Аптеки не виноваты

– Пытаться обвинить во всем аптеки совершенно неправильно, – считает Ольга Копошилова. – Постановлением правительства Карелии установлены максимальные торговые надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Для Петрозаводска максимум – 50%. Но никто, как правило, не устанавливает максимум, ведь если у тебя дороже всех, препарат просто не купят. Цены на лекарства регулирует рынок.

Действительно, как нам подтвердили в карельском Минздраве, петрозаводские аптеки не пользуются правом на максимальную наценку, делая надбавку в 25-30%. По данным же Росздравнадзора Карелии, проверки по районам республики нарушений в ценообразовании не выявили.

Как уверены многие фармацевты, разбираться надо не с аптеками, а на уровне "производитель – поставщик".

– Я не исключаю, что имеют место спекулятивные операции, – считает Дмитрий Петров. – Так, курс доллара вырос на 20%, а почему тогда некоторые препараты подорожали на 50-100%? Почему колебание цены на такой препарат, как "Панангин" – от 100 до 350 рублей? Кто мне объяснит? Я же не могу позвонить поставщику в Германию или Венгрию и спросить цену. Тут надо разбираться на федеральном уровне.

На прошлой неделе Росздравнадзор России спустил в регионы указание о необходимости проведения мониторинга цен на лекарства. Проверять собираются и поставщиков. В российском правительстве много говорят о мерах по сдерживанию цен. Будет ли толк? Хочется верить.