
Присяжные вынесли вердикт бывшему и.о. заместителя министра промышленности и природных ресурсов Валерию Панову. Напомним: задержали его еще в июне 2007 года. С тех пор он и находится за решеткой. Бывшего чиновника обвиняли в незаконном участии в предпринимательской деятельности и получении взятки в размере 11 миллионов 800 тысяч рублей. Он же настаивал: "Я не виновен!"
Обычно выступления стороны обвинения перед присяжными выглядят блекло по сравнению с выступлениями защиты. Но не на этот раз. Прокуроры постарались доступным для присяжных языком объяснить, почему Панова следует признать виновным. Правда, для начала отказались от части обвинения:
– Как мы установили, проведение конкурса или аукциона для предоставления лицензий на право пользования участком недр не было обязательным во всех случаях. Они должны были проводиться только тогда, когда на лицензию подавались две и более заявки.
На каждую из двадцати с лишним лицензий, которые рассматривались в судебном процессе, была подана только одна заявка.
– По какой причине так было, мы можем только догадываться, но строить обвинение на предположениях не вправе, – пояснила гособвинитель Ирина Елисеева. – Поэтому мы хотим заявить: Панов не обеспечивал получение лицензий юридическими лицами без конкурсов или аукционов. Это единственный вывод следствия, с которым мы вынуждены не согласиться.
Ошибка Денисова
Гособвинители напомнили присяжным: поступив на работу в министерство, Валерий Панов еще несколько месяцев официально продолжал быть участником коммерческой фирмы "Геомастер". Потом место Панова в фирме заняла его жена. Однако, уверены прокуроры, это чистая формальность. На деле чиновник продолжал принимать активное участие в деятельности "Геомастера", о чем свидетельствуют распечатки его телефонных разговоров с директором этой организации. Не менее активное участие, доказывали присяжным гособвинители, Валерий Панов принимал и в работе другого ООО – "Недроконсалтинг". Эти фирмы, по версии следствия, создавали юридические организации, которые получали в Министерстве природных ресурсов лицензии на добычу полезных ископаемых, а потом перепродавали их. Панов получал деньги за то, что обеспечивал "своим" фирмам беспрепятственную выдачу лицензий.
– Любой мог прийти и получить лицензию. И мне было все равно, кто это будет, – защищался Панов. – Что такое лицензия на право пользования недрами? Это только обязанность, головная боль.
Организации, созданные Пановым и его компаньонами, получали лицензии в нарушение установленного порядка (в их заявках недоставало некоторых документов).
– Наличие подписи Панова было обязательным условием для подписания документов министром, – пояснили присяжным прокуроры. – Наличие его подписи фактически предрешало выдачу лицензии. Ошибка Денисова состояла в том, что он слишком доверял Панову.
Такие, как он
Самый яркий эпизод обвинения, о котором в свое время узнала вся страна, – это многомиллионная взятка, полученная Пановым в Санкт-Петербурге. По версии следствия, 11 миллионов 800 тысяч рублей подсудимый получил за то, что обеспечил беспрепятственную выдачу лицензии одному из ООО. Панов это отрицает. Он рассказал присяжным, что деньги ему не принадлежали (он их только перевозил). Однако, заметили представители обвинения, в ходе следствия "хозяин миллионов" рассказал, что отдал деньги Панову безвозвратно. Он не давал их в долг и не просил везти в Петрозаводск и там хранить до его приезда. Он не надеялся получить их обратно. Зато рассчитывал, что в дальнейшем Панов будет помогать его фирме на территории Карелии в сфере недропользования.
– В данном деле нет потерпевших, которые требовали бы его привлечения к ответственности, – заметил государственный обвинитель. – Но благодаря таким, как Панов, люди считают, что за деньги в органах власти можно решить любой вопрос, как законный, так и незаконный. Мы все хотим жить в обществе, где чиновники не наживаются, а исполняют свои обязанности во благо этого общества. И сейчас мы выступаем не только от имени государства, но и от имени всего общества и хотим, чтобы ваше решение было кирпичиком в той стене, которая преграждает путь лицам, преступающим закон.
Похоже, Валерий Панов даже обиделся на эту часть выступления прокуроров:
– Спасибо за то, что оценили весь мой труд на территории Карелии, начиная с 1977 года. Замечательная оценка.
Свободные судьи
Представители гособвинения попытались объяснить присяжным заседателям, почему Валерий Панов хотел, чтобы его судили именно они:
– Вы не обладаете специальным образованием и знаниями в области юриспруденции. Это, по мнению Панова, должно было помочь ему произвести на вас впечатление. Пять месяцев назад у него было очевидное преимущество перед вами в сфере недропользования. И то, что он выбрал суд присяжных, – это попытка сыграть на своем поле.
– Панов не случайно выбрал суд присяжных, – согласился с государственными обвинителями защитник Панова, однако указал судьям из народа на другую причину такого выбора: – Ваше решение не отразится на вашей работе. Вас никто не будет за него ругать. Вот поэтому Панов и воспользовался правом на суд присяжных, рассчитывая, что вы свободны в своем решении.
Присяжные принимали решение почти четыре часа и в результате сошлись во мнении, что бывший чиновник виновен! Судя по равнодушно-спокойной реакции подсудимого, вердикт народных судей не стал для него неожиданностью. К какому сроку заключения будет приговорен Валерий Панов, станет известно в конце июня.