
В качестве потерпевшей на этом судебном процессе – дочь погибшего. На скамье подсудимых вдова, вторая дочь и ее гражданский муж. Они надеются, что простые люди их поймут и оправдают, а потому предпочли обычному суду суд присяжных.
По версии следствия, эти трое петрозаводчан организовали убийство главы семейства. Нанятый ими исполнитель преступления сначала сбил мужчину на автомобиле, а потом оттащил тело в сторону от места ДТП и добил молотком.
Решение
Потерпевший – это человек, которому преступлением причинен вред. По идее он должен быть заинтересован в том, чтобы подсудимые понесли наказание. Однако потерпевшая встала на защиту сестры и мамы:
– Папа всегда бил маму. Издевался над ней. И так было постоянно, сколько я себя помню. Избивал и руками, и палками, и цепями, и всем чем угодно. За ножи хватался, стрелял в маму. Говорил ей: "Я тебя убью, ты не будешь жить".
О том, что папа умер, девушка узнала от сестры и вскоре выехала в Петрозаводск (она живет и учится в Санкт-Петербурге). Уже здесь мама ей сообщила: "В смерти твоего папы виновата твоя мать".
– Мама с сестрой рассказали мне, что после всех издевательств, когда уже невозможно было жить в одной квартире, они приняли такое решение.
– Какое решение? – уточнил гособвинитель.
– Что с этим нужно что-то делать…
– Что именно?
– Лишить жизни отца. Потому что у нас жизни не было. Я из дома уехала очень давно: не могла больше выносить. Это было ужасно. Эти ружья, эти ножи, эти драки.
Девушка говорит, что ее родные не раз вызывали милицию, однако толку было мало.
– Приехал милиционер. Что, говорит, гражданин, буяните? Пойдемте, покурим. Они покурили на крылечке, а потом отец вернулся и такое нам устроил. Милиция не реагировала на призывы о помощи.
Многое из того, что потерпевшая хотела рассказать о своей семье и отце, говорить ей было просто нельзя. Присяжные – судьи факта. Хорошим или плохим человеком был погибший, их не касается. Они должны решить, было ли совершено деяние и виноваты ли в этом деянии подсудимые. Ну и заслуживают ли они снисхождения, если виноваты.
Под прицелом
Слова потерпевшей подтвердили не только родственники подсудимых, но и соседи.
– Все время ругались, – говорит девушка из соседней квартиры. – Когда он стрелял из ружья или избивал, они приходили к нам вызывать милицию. Иногда раз в неделю, иногда чаще.
Другая соседка вспомнила, что однажды смутьян стрелял и по ее двери:
– Я была в ванной, когда услышала выстрел. Испугалась. Вышла на шум. Смотрю, а у меня вся дверь дробью пробита. Сосед (погибший. – Прим. авт.) выглянул из-за двери. Я у него спросила: "Ты, что ли, стрелял?" Но он ничего не ответил.
К стражам порядка женщина тогда не обратилась. Говорит, побоялась:
– Я знала этого человека. Он непредсказуем, а у меня дочь-подросток.
Подсудимые в один голос утверждают, что решились на убийство от безысходности.
– Когда мама спала, папа мог взять монтажку, пойти в ее комнату и начать бить, – рассказала суду дочь погибшего. – И нас с сестрой он избивал всем, что под руку попадется. Стул стоит? Значит, стул сломается у тебя на голове. Монтажка? Значит, монтажкой тебя огреет. Он смотрел разные передачи, фильмы. Что покажут, то и делал. Это постоянные гипсы, воротники, перевязки, переломы. Все было. Мы по восемь часов стояли под ружьем, целовали его в ноги и просили, чтобы он оставил нас в живых.
По словам подсудимой, в результате избиений у ее матери появились серьезные проблемы со слухом, а она потеряла ребенка. О том, что из-за отца у девушки случилось такое горе, говорили и родственники, и ее гражданский муж.
Однако государственный обвинитель Дмитрий Губанов предоставил суду документ, в котором указано, что девушка добровольно, без каких-либо на то медицинских показаний сделала аборт.
– Я боялась, что нормальный ребенок уже не родится. Мне разъяснил это врач, – попыталась та объяснить свой поступок присяжным.
Знакомство с убийцей
Организатором преступления значится супруга погибшего, а дочку и ее гражданского мужа обвиняют только в пособничестве и подстрекательстве. На вопрос защитника, кому первому пришла в голову мысль о преступлении, дочь ответила:
– Мы вместе. Но высказала ее мама.
Исполнителя преступления подсудимые искали среди знакомых. Согласился молодой человек, который воевал в горячих точках. В суде он назвал себя "профессиональным снайпером".
– Он (гражданский муж дочери погибшего. – Прим. авт.) попросил меня лишить жизни этого человека так, чтобы выглядело как хулиганство, – пояснил свидетель. – Чтобы без применения оружия. Предложил за работу 100 тысяч рублей. У меня было тяжелое финансовое положение, и я согласился.
Однако, подумав пару дней, мужчина решил отказаться. После чего подсудимые продолжили поиски исполнителя. Вскоре они получили положительный ответ от другого знакомого.
– Его не пришлось уговаривать, – говорит дочь погибшего. – Он знал, какая у нас ситуация.
Однако, по словам девушки, прежде чем решиться на преступление, парень взял часть обещанной ему суммы (10 тысяч рублей) и попросил познакомить его с будущей жертвой. Знакомство состоялось за семейным ужином.
– Отец его не постеснялся, – вспоминает девушка. – Начал меня оскорблять и угрожать.
За вечер мужчины пару раз выходили в магазин за выпивкой. С одной из таких прогулок муж подсудимой вернулся домой один, а вскоре девушке позвонил "исполнитель".
– Он сказал, что больше никто не будет над нами издеваться, и попросил остаток суммы, – говорит подсудимая. Супруга человека, который, по версии следствия, стал исполнителем преступления, пояснила в суде, что о случившемся знает только со слов мужа. Мол, он ей рассказал, что случайно на своем джипе сбил человека.
Подсудимые сами пришли в милицию.
– Не было сил носить это в себе, – пояснила дочь погибшего.
Судебное следствие по делу закончено. Слово за присяжными.