
Принято считать, что иностранцы, трудящиеся в России, – всего лишь дешевая рабочая сила. Это не совсем так. Например, в Карелии сейчас вкалывает немало высококвалифицированных (и недешевых) специалистов из-за границы. "Карельская Губернiя" попыталась узнать, что привлекло этих людей в чужие края?
Балерина и билетер
В балетной труппе Музыкального театра Карелии иностранцев двое – японка Дзюна Акаикэ и украинец Андрей Зарицкий. Правда, последний себя иностранцем не считает. В театре он трудится шестой сезон, в родном Донецке бывает два месяца в год. Поехать в Карелию предложила любимая девушка, тоже балерина. Кстати, она через некоторое время вернулась на родину, оставив профессию. А вот Андрей возвращаться не собирается.
– Одна из причин, почему я приехал сюда, это квартира, которую снимает для меня театр, – говорит Андрей Зарицкий. – Когда я работал в Минске, жил в общежитии. Это очень тяжело.
По словам 22-летней Дзюны, она всегда мечтала танцевать в России. Акаикэ три года училась в балетной школе в Перми. До Карелии работала в Польше. В Петрозаводске поселилась в январе.
– Я увидела в Интернете номер, поставленный балетмейстером Кириллом Симоновым, – рассказывает Дзюна. – Мне он так понравился, что захотелось работать в вашем театре. Я позвонила сюда, и мне сказали: "Приезжайте!"
На работе Дзюну все устраивает. Говорит, зарплаты в 16 тысяч рублей хватает. Тем более что театр предоставляет жилье. По словам Дзюны, в Японии за ту же зарплату артисты балета должны сами себе покупать пуанты и многое другое, а также продавать билеты на свои спектакли. Касс в японском театре нет.
– Мы почти всегда в балетном зале, – говорит Андрей Зарицкий – Так устаем, что и гулять-то не хочется.
– Ноги очень устают, – соглашается Дзюна. – Надо бы подучить русский язык. Но приходишь домой, а сил уже нет.
Дзюна не знает, как долго пробудет в Карелии. Может быть, вернется в Японию.
– Пока я хочу просто танцевать, – признается Дзюна.

Чемодан у дверей
По данным карельского Минтруда, всего в Карелии трудятся свыше 200 руководителей-иностранцев. Поляк Яцек Янус один из них. Он – глава отделения фирмы "Видеманн Польша", которая занимается проектированием и поставкой промышленного оборудования. В республике у предприятия крупный проект – поставки на строящийся в Кондопожском районе карьер габбро-диабаза. В Петрозаводске Яцек живет с лета 2008 года. До этого работал на Кубани.
– Мне надо постоянно общаться с подрядчиками, обсуждать детали проекта, подписывать документы, – объясняет свое положение Яцек. И добавляет: – Больше 2 миллионов поляков выезжают за пределы страны на работу.
Шесть недель пан Янус проводит в Карелии, потом на две недели возвращается в Польшу, где у него родители, жена и двое детей, а потом снова едет в Петрозаводск. За десять лет семья уже привыкла к постоянным разъездам.
– Ну что можно сделать за две недели, что бываешь дома? Успеваешь сходить к родителям, к друзьям – и чемодан уже у дверей, – говорит Яцек. – Вот сейчас были майские праздники, а мы здесь, не со своими семьями. Подумываю о работе в Польше. Родители у меня уже в возрасте и нуждаются в помощи.
Жизнь-вахта
Карельское предприятие "Строитель" существует уже 22 года и все это время активно привлекает иностранцев. Здесь работают высококвалифицированные рабочие: трактористы, бульдозеристы, механизаторы, экскаваторщики, геодезисты.
– Мы бы с удовольствием работали с нашими, – говорит начальник отдела кадров Алина Алипова. – Но они у нас не держатся. В прошлом году были приняты 103 местных рабочих, уволились 96. Дело в том, что дороги строят круглосуточно и у нас вахта длится 3-4 месяца без выходных.
По словам Алины Алиповой, три месяца жить одной работой, вдали от семьи, наши люди не готовы. Иностранцы же приезжают за деньгами и готовы к невзгодам. Кстати, называть их дешевой рабочей силой неправильно.
– Нет, иностранцы дешевле не обходятся, – говорит Алина Алипова. – Зарплата у всех наших рабочих от 25 тысяч и выше.
Кроме того, "Строитель" – уникальное предприятие в плане организации быта. Есть свое новенькое, уютное общежитие, за каждый день пребывания в котором из зарплаты рабочего вычитают всего 20 рублей. Свои столовая и баня.
Украинец Василий Юрченко работает в "Строителе" вот уже 10 лет. Сейчас он начальник участка, в Пряжинском районе у него свой дом и семья. Правда, папу дети видят редко. Рабочий день Юрченко начинается в 6 утра, а заканчивается в 11-12 вечера. И так каждый день на протяжении уже 10 лет.
– Многие удивляются, как можно вот так работать?! – говорит Василий Юрченко. – Но я привык. Это уже образ жизни.
Кулинарное хобби
Для шеф-повара ресторана "Карельская горница" Тармо Васениуса работа в Карелии – это скорее увлечение.
– Ресторан – мое серьезное хобби, – признается Тармо.
В Финляндии у Тармо свой бизнес по организации банкетов. Также он преподает в кулинарном колледже. Васениус уже работал в России – в 90-х годах в питерских пиццерии и кофейне. Когда ему три года назад предложили создать меню для ресторана карельской кухни, сразу же согласился. Ведь специализируется Тармо как раз на блюдах, приготавливаемых из даров природы. Сейчас в Петрозаводске шеф-повар бывает наездами, в свободное от лекций время. Зато приезжает не только контролировать процесс, но и сам встает к плите.
– Уже продумано новое меню, – говорит Тармо. – На днях будем готовить. Не терпится, руки чешутся.
Иногда Васениус бывает недоволен собой. Говорит, мало уделяет внимания ресторану. А ведь коллеги всегда очень удивляются, когда узнают, что Тармо работает в России.
– И, наверное, чуть-чуть завидуют мне, – смеется шеф-повар.