
Мусор на улицах стал обычным явлением для Петрозаводска. Он "шапкой" выглядывает из мусорных контейнеров. Загажены газоны, тротуары и даже детские площадки. Почему мусорная проблема стала неискоренимым злом, узнавала "Карельская Губернiя".
Стройные водители
– Когда мне говорят, что, мол, в советское время Петрозаводск был очень чистым городом, я спрашиваю в ответ: "А вы в магазинах тогда полиэтиленовые пакеты видели?" Сейчас каждый товар в отдельной упаковке, – рассуждает Владимир Манылин, директор "Автоспецтранса" (предприятия, отвечающего за вывоз мусора в городе. – Прим. ред.).
Согласно принятым нормам летом мусор вывозится раз в сутки, зимой – раз в трое суток.
– Чтобы не образовывалось "шапок", надо три раза в день вывозить, а для этого машин нужно в два раза больше, – говорит Владимир Манылин. – Соответственно, придется тариф поднимать. Можно поставить хоть 100 контейнеров, но тогда водитель затратит больше времени и не уложится в график. А водители и так работают по 11 часов в сутки. Вы у нас не увидите ни одного толстого водителя, все стройные. Потому что вкалывают. Больше контейнеров, следовательно, надо больше машин и водителей. Но с существующим тарифом это невозможно. Вот, по мнению руководителя "Автоспецтранса", одна из главных преград на пути решения мусорной проблемы. Так, в Петрозаводске тариф на вывоз мусора – 46 рублей в месяц. В соседней Финляндии платят 500 евро в год. Понятно, что такие деньги наши люди платить не готовы.
Не Европа
Неподготовленными оказались петрозаводчане и к контейнерам с крышками.
– Мы устанавливали такие контейнеры на 10 площадках. Они продержались месяц, а затем крышки оторвали. Вот вы сами будете открывать руками крышку мусорного контейнера? – рассказывает Владимир Манылин. – В Европе контейнеры открываются при помощи магнитных карточек, но когда мы к этому придем?
По всей видимости, не скоро. Ведь зачастую люди отказываются платить и положенные 46 рублей в месяц. Так, многие жители частного сектора не заключили договоры с "Автоспецтрансом" на вывоз мусора. Они просто выносят мусор в ближайший лесок или за забор к соседу.
– На улице Щербакова на территории школы-интерната были кучи мусора, – рассказывает старший инспектор по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка Максим Кининги. – Это все набросали жители частных домов, находящихся неподалеку.
Между тем ни в России, ни в Карелии нет закона, обязывающего владельцев частных домов платить деньги за вывоз мусора. Можно оштрафовать человека за выброс мусора в неположенном месте (до тысячи рублей), но надо застукать злодея на месте преступления. Отделу, состоящему из 10 инспекторов, справиться с этой задачей трудно.
– Да хоть все УВД города выставь, все равно не справиться, – считает Максим Кининги. – Это все равно что бороться с ветряными мельницами.
Молчок
У каждого городского участка имеется свой хозяин, который следит за чистотой подведомственной территории. А точнее нанимает дворника. Но трудиться за маленькие деньги никто не желает.
– Трудно с дворниками. Кого мы только не пробовали брать – и мужчин, и женщин, и пожилых, и молодых, и работающих, и пенсионеров, – рассказали нам в одной управляющей компании. – Через месяц-другой у всех резко снижается качество работы, потом кого-то застают пьяным на работе. Увольняют – берут новых, и история повторяется.
Вот и получается: убирают спустя рукава, а контроля нет. Между тем в Белоруссии к уборке улиц активно привлекаются бомжи. И, надо сказать, белорусские города славятся своей чистотой. В Петрозаводской же мэрии нам ответили, что привлекать бомжей не могут, так как у этих людей нет соответствующих документов для устройства на работу.
Чиновники отказываются разговаривать с журналистами. Работают только по письменному запросу, причем зачастую ограничиваются отписками. "Карельская Губернiя" в письме к Управлению городского хозяйства спросила: "Сколько в бюджете предусмотрено средств на уборку и сколько реально необходимо, чтобы содержать Петрозаводск в чистоте?" На что получила ответ: "Финансовых средств с учетом экономического кризиса крайне недостаточно". Вот и понимай, как знаешь. Городские чиновники часто сетуют на то, что горожане не замечают их усилий и только жалуются. Однако, когда нужно держать ответ перед прессой, предпочитают отмалчиваться.