
Сергей Александрович Свидский всю жизнь занимался общественно значимой работой, сменил множество должностей, поэтому каждый, наверное, хоть раз с ним сталкивался. Судите сами: работать в профессиональном училище восемнадцать лет, три с половиной года из которых – на месте директора. Восемь лет – начальник Управления образования Петрозаводска и четыре года – замглавы по социальным вопросам. Сегодня Сергей Александрович снова занимается тем, что ближе всего – образованием. Вот уже полгода на месте замдиректора Центра занятости он отвечает за подготовку и переподготовку безработных.
– Я рос в обеспеченной семье, – рассказывает Сергей Александрович. – Отец работал в правительстве, мать – заведующая детсадом. Но семья была многодетная: кроме меня, три брата и одна сестра. Поэтому, сами понимаете, деньги лишними не были.
Томатный подряд
Классе в девятом-десятом меня позвали поработать на товарную станцию – разгружать вагоны с овощами. Я тогда занимался спортом: легкая атлетика, всякий прыг-бег, так что был довольно хорошо развит и эти разгрузки воспринимал как своеобразные тренировки.
Работали летом с утра по выходным. Бригада – пять-шесть человек. Все ребята – спортивные. Деньги давали на бригаду сразу после работы. Старший делил честно и маленьких не обижал. Выходило рублей тридцать в день на каждого. Очень хорошая сумма. Четыре выходных дня поработаешь – и вот тебе месячная зарплата. А в довесок свежие, сочные астраханские помидоры, которые мы разгружали.
Деньги, кстати, маме отдал. Мечтал я тогда о хорошем спортивном костюме и китайских кроссовках, хорошей клюшке и коньках. На одно заработал сам, на другое родители добавили. А! Мы ведь как спортсмены еще получали талоны на питание! Номиналом по десять рублей. Естественно, мы не могли столько съесть, это была значительная сумма для одного обеда по столовским ценам. Мы эти талоны обналичивали. Правда, часть денег кассиры забирали себе, но и мы внакладе не оставались. Кстати, одним из таких кафе была "Юность", это на пр. Ленина, где сейчас остановка "Творческая мастерская". Тогда там постоянно молодежь собиралась.
Забей костыль!
В университете я учился заочно. Сначала на ЛИФе в ПетрГУ, а на четвертом курсе перевелся в питерский политех. Пока учился на ЛИФе, работал лаборантом на кафедре общей физики. Тогда лаборатории располагались в теоретическом корпусе медфака. Мы должны были помогать студентам медфака и биофака выполнять лабораторные работы. Получал, кстати, рублей сто, вполне прилично для такой работы.
А когда учился уже в политехе, преподавал электротехнику в нашем седьмом училище. А во время отпусков где только не работал! У меня уже была семья к тому времени, деньги были нужны.
Помню, работал я на железной дороге монтером путей. Нужно было идти вслед за специальной машиной, которая проверяла параллельность рельсов. Если что не так, нужно было специальным тяжелым молотком с длинной ручкой выбить костыль, подсыпать гравий под шпалу и забить костыль обратно.
Вот так я ходил километров пять по путям в сторону Питера. И затем столько же обратно. Платили хорошо. 250-300 рублей в месяц. Три рубля за километр? Да, если разделить на количество рабочих дней, примерно так и выходит.
А что насчет денег… Знаете, у нас с женой они не задерживаются. Еда, коммунальные расходы – все нынче дорого, сами понимаете. Мы обычно откладываем несколько лет, а затем делаем хорошую покупку. Купили когда-то машину, "копейку". Года четыре прошло – продали, добавили – купили "Москвич". Потом – "шестерку", "семерку". Сейчас у нас "Форд" взят в кредит.
Людям, конечно, хочется иметь много денег, но, как правило, никто не знает, ни как правильно потратить, ни как сохранить. В итоге мучаются. Я думаю, лучше жить по средствам и довольствоваться необходимым.