
– Эта профессия мне, наверное, дана свыше, – так непринужденно, с улыбкой начала разговор Галина Филина, одна из лучших официантов самого большого в Петрозаводске ресторана "Северный". – Я чувствую себя на работе как рыба в воде. Все у меня получается легко, хотя на самом деле работа не из легких: постоянно на ногах, общаться приходится с множеством людей, и у каждого свой характер, свои понятия о ресторане и о нас, официантах.
Заканчивая в школе 11-й класс, Галина уже твердо для себя решила, куда и почему она пойдет учиться дальше – в Петрозаводское техническое училище №12, что на улице Гоголя (теперь это Колледж технологии и предпринимательства), чтобы получить профессию официанта. Принимая такое решение, Галина понимала – очень правильно понимала, что основное предназначение официанта – создавать людям праздник! Что для этого требуется в первую очередь любить людей, быть к ним внимательным, предупредительным. И вот этому-то ей учиться не надо было. Такие черты характера у нее в крови.
– Мне обидно, когда я иногда слышу, что суть работы официанта – "принеси-отнеси", – говорит Галя. – Да, есть такие официанты, которые именно только это и делают, причем с каменным лицом. Что в итоге? Человек, пришедший в ресторан с плохим настроением, уйдет еще более удрученный. Такой официант испортит хорошее настроение людям, собравшимся отметить какое-либо торжество. Мое главное оружие – улыбка и ненавязчивость. Это помогает "победить" любой характер и предвзятое отношение. Кроме того, если и случаются проколы в обслуживании, то именно улыбка скрашивает просчеты. Ведь хороший официант, кроме всего прочего, еще должен быть психологом. Хотя, разумеется, если только улыбаться, но выполнять свои обязанности неумело, толку мало.
Некоторые гости, придя в ресторан, теряются: не знают, как читать меню, сделать заказ, как пользоваться столовыми приборами и т.д. Опытный официант предугадает все желания, поможет справиться с неловкостью, причем сделает это незаметно, деликатно.
Вот уже шесть лет работает Галина Филина официантом ресторана "Северный". У нее 4-й разряд, и по внутреннему конкурсу, когда каждый официант по итогам месяца набирает определенное количество баллов, она нередко оказывается в числе лидеров.
Всего в этом ресторане 21 официант. Поскольку "Северный" работает с 7 часов утра до 3 часов ночи, работа здесь сменная: с утра, днем и вечером – по графику. Выходные выпадают на разные дни, в праздники почти всегда приходится работать. Но отпуск 44 дня, соцпакет – это стабильно. Кроме того, ресторан обеспечивает фирменной формой – она удобная и красивая, но еще более красивая – специальная форма для обслуживания особо торжественных мероприятий. Администрация заботится о своем персонале. Это заключается не только в том, что после ночной смены работников развозят по домам на такси за счет заведения. Главное – их постоянно учат, проводят семинары, тренинги. Профессиональный и психологический опыт официантов в итоге растет. А это делает работу интереснее, продуктивнее. Кроме того, учат обращаться с техникой. Одно дело грамотно принять заказ у гостя, другое – правильно оформить его на кухне для повара. "За кулисами" зала, там, куда официанты постоянно уходят и откуда выходят с уже приготовленными блюдами, стоят терминалы, напоминающие телеэкраны, на них отображены схема зала, меню – оно включает в себя более ста наименований разнообразных закусок, горячих блюд, широкий ассортимент винно-водочных изделий. Официант, введя в терминал свой личный код, оформляет каждый конкретный заказ, и он сразу берется под контроль. Это помогает не ошибиться и уложиться в сроки – они, если нет особых просьб гостей, строго соблюдаются. Например, закуски подаются через 15-20 минут, а горячее – через 30-40 минут. Правда, любая техника не отменяет одного из важнейших условий успешной работы официанта – его память.
Официантами работают как мужчины, так и женщины. Возрастных ограничений нет. В "Северном", в отличие от других ресторанов и кафе Петрозаводска, текучки кадров нет. Некоторые работают здесь всю жизнь.
– Какая зарплата? – интересуюсь у Галины.
– Поскольку у меня 4-й разряд (всего их 6), то в среднем выходит тысяч десять.
– Плюс чаевые?
– Их надо заслужить, – смеется Галя.
Галина Филина по справедливости заслуживает благодарности и уважения гостей ресторана "Северный". Ведь она сама относится к ним с любовью и почтением. Соблюдая при этом собственное достоинство.