Худо-бедно навигация на Онежском озере началась. Пусть цены кусаются, но теперь у людей хотя бы появилась возможность переправиться на другой берег: в дачный кооператив, на работу, в гости или по какой другой надобности. Вот только жителям Пудожского района нечему радоваться. Это лето стало первым на их памяти без водного пути в Петрозаводск.
Медвежий угол
– Мы уже так привыкли, что летом можно добраться до столицы всего за полтора часа, – говорит уроженка Пудожа Александра Лебедева. – На автобусе же ехать 8 часов! Это настоящее испытание! Дороги у нас не бархатные, а в автобусе то холодно, то слишком жарко. К тому же людей много ездит, бывает, что и билетов не достать. Кто-то едет по работе, кто-то в больницу – по разным делам. Живем как в медвежьем углу!
– У нас нет многих врачей, поэтому надо ехать в Петрозаводск, – говорит пудожанин Александр Костин. – Мне вот тоже надо бы в больницу съездить. И по учительским делам надо бы, я краеведением занимаюсь, хотелось бы в Национальном архиве позаниматься. Но долгая дорога вокруг озера убивает всякое желание. Народ у нас тут просто стонет и плачет, что нет водного сообщения. Мы и так в республике, можно сказать, на положении пасынков. Во многих отношениях обижены.
Население Пудожского района насчитывает более 30 тысяч человек. Чрезвычайно привлекателен район в туристическом отношении. В районе есть что показать: петроглифы, Свято-Успенский мужской монастырь, Ильинский погост, национальный парк "Водлозерский" (один из крупнейших в Европе). На территории района расположены многочисленные памятники деревянного архитектурного зодчества. Но многие ли из нас бывали в Пудожском районе? Отсутствие налаженного транспортного сообщения тормозит развитие карельского туризма.
Красиво, но не слышно
По словам главы пудожской администрации Ларисы Данченко, водное сообщение Шала-Петрозаводск не возобновилось в этом году по двум причинам. Первая – нет судна. Предприятие "ТК БОП", осуществлявшее пассажирские перевозки в прошлом году, обанкротилось и распродало свои суда. Правда, удалось договориться с частной фирмой, готовой предоставить судно типа катамаран. Со дня на день оно должно прийти в Петрозаводск. По информации руководителя района, вместимость катамарана – 108 человек. Скорость ниже, чем у кометы, но добраться до Шалы можно за два часа.
Вторая часть проблемы – это причал. Его тоже нет. Дебаркадер (плавучая пристань. – Прим. ред.), с помощью которого швартовались "кометы", "ТК БОП" продало в частные руки.
– Новый собственник намерен переправить дебаркадер в Петрозаводск, чтобы использовать в коммерческих целях, – рассказала Лариса Данченко. – О его продаже нас никто не уведомлял. Переговоры же с новым собственником не увенчались успехом. Он нам сказал, что не для того покупал дебаркадер, чтобы сразу продать.
Теперь пудожской администрации приходится заключать договор с Росимуществом на аренду земли, где находится деревянный причал. Потом нужно очистить и углубить дно, и только тогда катамаран сможет причалить. По информации главы пудожской администрации, договор будет заключен на этой неделе.
В карельском Минэкономразвития уверены: проблема навигации вот-вот разрешится. На днях в Петрозаводск прибудет катамаран. Он начнет ходить в первую декаду июля. Правда, цены и расписание еще утверждаются. Причал в Шале якобы "практически отремонтирован". Хотя, по информации районной администрации, ремонтные работы вроде еще и не начинались.
– Насчет катамарана ничего не слышно, переговоры какие-то ведутся, но результата пока нет, – вздыхают пудожане.