Общество Инвалиды, сидите дома

Губерния
№34 (691) 19.08.2009

Петрозаводчанин Владимир Рудак не первый год не может без нервотрепки и скандалов приобрести билет до Москвы. Как человек с ограниченными способностями к самостоятельному передвижению, ездить он может только в специализированном купе, оборудованном подъемником, широкими дверями и коридором для удобства проезда инвалидной коляски.

Купе рассчитано на пассажира и сопровождающего. В купе есть стол, место для инвалидной коляски и кнопка вызова проводника. Казалось бы – какая забота об инвалидах! Все предусмотрено. Но только на первый взгляд все хорошо. На самом деле трудности начинаются уже у входа на вокзал. Потому что "войти" инвалид может только по пандусу, а его нет.

– Наверное, они думают, что моя коляска оборудована мотором, который позволяет перелететь через ступени, – возмущается Владимир.

Докажи, что колясочник

Когда первое препятствие пройдено – появляется второе. По словам Владимира, еще ни разу ему не удавалось купить билет без осложнений. Во-первых, несмотря на то, что билеты покупаются за 45 суток – часто их просто нет. Во-вторых, с инвалида-колясочника требуют справку о том, что он на коляске, а не, скажем, на велосипеде. Документа, подтверждающего инвалидность, отчего-то недостаточно.

– Видно же, что я на коляске, – говорит Владимир. – Это же смешно! Как будто мне больше нечего делать, как садиться в коляску, карабкаться по ступенькам и изображать инвалида для того, чтобы купить билет.

После очередного скандала на вокзале и угрозы обратиться в суд, билет Владимиру все-таки продали. Однако ему пришлось провести на вокзале немало времени, доказывая инвалидность и крайнюю необходимость поездки в Москву.

Когда Владимир Рудак уезжал из Москвы, он встретил женщину, мама которой инвалид. "Как вам удалось купить билет?!" – с удивлением воскликнула она. Оказывается, она уже много месяцев не может свозить мать к родственникам. Билетов постоянно нет.

С отсутствием билетов Владимир борется "своими" методами. Однажды за билетом пошла его сестра. Ей не продали, сославшись на то, что билет уже куплен. Тогда Володя в день отправления приехал на вокзал и остановился напротив спецкупе, заявив, что будет тут до тех пор, пока не увидит своими глазами, что в него въезжает человек на коляске. Ждал Володя долго, но никто так и не появился. Работники вокзала, как утверждает Владимир, оформили ему билет, объяснив: кто-то в последний момент отказался от поездки. Чудо!

Когда Владимир вместе с сопровождающим оказался в купе, дальше двери протиснуться не смог. Пространство занимали 25-литровые бутыли с водой. Проводник объяснил: это питьевая вода для детей и их некуда было поставить.

– Бутыли, конечно, убрали, – говорит Володя, – но остался неприятный осадок. Такое ощущение, что спецкупе используют в своих целях. Для перевозки грузов, например.

ИПР всему виной

Начальник билетных касс Наталья Круглова рассказала "Карельской Губернiи", что оформление билетов инвалидам-колясочникам в специализированное купе производится в рамках Индивидуальной программы реабилитации (ИПР) на поездку к месту санаторно-курортного лечения и обратно. В билетную кассу необходимо предъявить документы, подтверждающие право на оформление бесплатного проезда. Выдается ИПР федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Что касается справок, признающих инвалида на коляске именно таковым, то такие требования предъявляются ко всем.

– Да, часто мы идем навстречу и закрываем глаза на то, что справки у инвалида нет, – признается Наталья Круглова. – Если передо мной человек на коляске, конечно, я понимаю, что сел он туда не для того, чтобы позабавиться. Но если на купе одновременно будут претендовать несколько желающих, мы сделаем выбор в пользу того, у кого полный набор документов и цель поездки – лечение по ИПР, а не просто "поездка в гости".

Владимир удивлялся тому, что билетов постоянно нет. Разве у нас в Петрозаводске тысячи инвалидов-колясочников и все желают ехать в тот же день, что и он?! Наталья Круглова пояснила: желающих выехать на лечение действительно много. Иногда вагон со спецкупе специально заказывают в какой-то из городов, чтобы вывезти инвалида.

Вопрос о перевозке грузов и проезде в купе здоровых людей Наталья Анатольевна переадресовала Татьяне Сараевой, начальнику резерва проводников.

– Бутыли с водой, которые помешали Владимиру, предназначались для детей, – ответила Сараева. – Купе было свободно, поэтому мы их туда и поставили. К сожалению, у нас нет отдельного купе для поездной бригады.

Что касается продажи билетов в купе для инвалидов здоровым людям, оказывается, это возможно, но только за час до отправления поезда, если купе свободно. Однако, насколько нам известно, бывало, билет в специализированное купе продают загодя здоровым людям.

– Я купил билет в обычное купе по стандартной цене за пару недель до отправления, – вспоминает Александр Николаев. – Зашел и удивился: вместо привычных четырех в нем было два места, широкий коридор. В кассе меня не предупредили, что купе для инвалидов. Человек я вполне здоровый.

Будет суд

Как пояснили "Карельской Губернiи" во ВТЭК (медико-социальная комиссия), еще несколько лет назад все было проще. Инвалид покупал билет, когда и куда его душе угодно. Потом придумали продавать билеты в рамках Индивидуальной программы реабилитации, появились дополнительные справки, в том числе о том, что инвалид на коляске – инвалид на коляске.

Ситуация прояснилась, но Владимир Рудак по-прежнему недоволен. Он намерен судиться с администрацией вокзала за то, что там нет пандусов (по закону, это нарушение прав инвалидов), и требовать компенсации морального ущерба:

– Я все равно не понимаю, для чего выдумали глупые новые справки?! И почему нет никакой информации о том, как их получить. Жили же мы раньше без этих "заморочек"! Все говорят о том, что надо по возможности облегчить жизнь инвалидам. Мол, у них и так достаточно трудностей. А на деле получается, что трудностей нам только прибавляют.