Общество Место памяти: Сандармох

Губерния
№34 (691) 19.08.2009

Пятого августа мир отметил Международный день памяти жертв политических репрессий. Карелия не осталась в стороне от этой грустной даты. Ежегодно в урочище Сандармох Медвежьегорского района съезжаются сотни людей, чтобы почтить память убитых и захороненных тут людей.

"Захороненных" – слово не совсем верное. В годы сталинских репрессий здесь не появилось ни одной могилы, только молодые сосенки сажали. В 1997 году историк и поисковик Юрий Дмитриев обнаружил в Сандармохе останки. Вскоре свои тайны начали раскрывать архивы секретных ведомств. Сегодня мы знаем, что в медвежьегорских лесах лежат от семи до девяти тысяч репрессированных. Имена шести тысяч уже занесены в огромную Книгу памяти, что находится в деревянной часовне Сандармоха.

В ожидании реабилитации

Поклониться жертвам террора приезжают самые разные люди. Каждый год с приветственным словом выступают республиканские чиновники, руководители общественных и национальных организаций, консулы иностранных государств. В автобусах, идущих к Сандармоху, едут мусульмане, иудеи, православные, католики. Чувство скорби стирает этнические различия, ведь в урочище погребены представители шестидесяти национальностей и десятка конфессий.

Питерский инженер, а в свободное время – певец и композитор Александр Соболев привез сюда диски с песней "Беломорканал". Музыку для нее он сочинил сам, а вот текст позаимствовал в Сандармохе: анонимный поэт написал своему деду стихи и разместил их на одном из крестов. Более года ушло у Соболева на то, чтобы выяснить имя автора.

Многие едут сюда, чтобы отдать долг памяти своим родственникам. У Татьяны Николаевны в медвежьегорской земле похоронен дедушка:

– Деда расстреляли 20 января 1938 года. Забрали его осенью из деревни Колатсельга Пряжинского района. Было ему тогда 42 года. О захоронениях я вычитала сперва в газете, а потом – в книге "Место расстрела – Сандармох". Я еду для того, чтобы поклониться всем невинно убиенным, а не только деду. У меня две дочери, они тоже каждый год посещают это место. Мы там даже крест установили возле часовни.

У Надежды Викторовны история похожая. Она уже восьмой год ездит в Сандармох почтить память деда. В декабре 1937 года за ее дедом ночью пришли люди в штатском, и больше его никто не видел. Позже выяснилось: его расстреляли уже через две недели. Женщина со слезами на глазах вспоминает, что отец ее так и не дождался списков реабилитированных. Он всю жизнь считал себя сыном врага народа и умер за два месяца до того, как списки опубликовали. В них-то Надежда Викторовна и нашла фамилию деда.

– В первые годы на Сандармох уходило по пять-семь автобусов! – сетует внучка репрессированного. – Но сейчас народу ездит меньше и количество автобусов из Петрозаводска уменьшилось. Однако мы будем ездить до последнего.

Порушенная память

Для писателя и скульптора Григория Салтупа Сандармох – тоже место особенное. Именно он в 1998 году сделал барельеф, встречающий посетителей урочища. В 2006-м памятник изувечили вандалы. Они сбили медное покрытие с барельефа и обрушили его. По словам Салтупа, деньги, выделенные на восстановление монумента, до Сандармоха не дошли:

– Два года назад было совещание у Бойнича. Я должен был быть в комиссии по реставрации. Комиссию не создали, деньги исчезли. Все вопросы нужно задавать Министерству культуры Карелии. Я обращался в Прокуратуру России, мне сообщили, что на проектные работы истратили двести с чем-то тысяч. Однако памятник как был разрушен, так и остается. К сожалению, Сандармох продолжается. Только убивают людей не пулей в затылок, а унижением.

Чиновникам, естественно, есть что ответить Салтупу.

– После того, как памятник был разрушен, его вывезли на восстановление, – говорит министр культуры и по связям с общественностью Карелии Галина Брун. – Однако власти Медвежьегорского района хотят установить другой мемориал. Дело в том, что некоторые выступают против этого памятника. Он носит название "Расстрелянный ангел", и эта символика не всех устраивает. Возможно, там появится просто памятный камень.

Замглавы администрации Медвежьегорского района Евгений Михайлов подтвердил слова министра. Он заявил, что проект по реставрации комплекса Сандармох готов, осталось только получить финансирование на проведение работ. А с деньгами, как известно, у нас в Карелии всегда туго. Не хватает даже на память.