Общество Невезучие

Надежда Меккиева
№35 (692) 26.08.2009

На прошлой неделе впервые в Карелии прошло судебное заседание с огромным количеством ответчиков – почти 300 человек. Небольшой зал Дома культуры в селе Святозеро Пряжинского района был полон. Часовая регистрация участников, усиленная охрана, судебные приставы, наблюдающие за порядком во время заседания.

Что произошло? В маленьком карельском селе люди отстаивали свое право на землю.

Читали не те газеты

В селе Святозеро вряд ли найдется семья, в которой кто-нибудь не работал в зверосовхозе "Святозерский". Многие трудились там всю жизнь до пенсии, не жалея сил и здоровья. В 1993 году, когда приватизация шагала по стране, земельные паи были переданы в коллективную собственность – в награду за труд. Получилось, что каждый работник стал владельцем 100 соток земли. Однако многие жители Святозера об этом не узнали. Что-то слышали, да не поняли. Руководство совхоза не выдало людям свидетельства на право собственности, а без него невозможно закрепить участок за собой, продать или подарить. Впрочем, кое-кто из начальства свидетельство каким-то образом получил и оформил свой участок в собственность. Остальные же селяне жили себе, ни о чем не догадываясь, до недавнего времени, когда их вызвали в суд. Карельское Министерство промышленности и природных ресурсов решило изъять у людей неоформленные паи. Оказалось, это можно сделать, если доли не востребованы в течение трех и более лет.

– Про эти паи были только разговоры, но свидетельства руководство держало под замком. Откуда мы могли знать? – говорит жительница Святозера Зинаида Буракова. – Если бы знали, почему бы не оформить?

По закону перед изъятием Минприроды опубликовало список невостребованных долей в газете "Карелия". Владелец пая имеет право в течение 3 месяцев заявить свои права на землю. Вот только газету "Карелия" в поселке не выписывают и не читают.

– Почему не написали в нашей местной газете? – удивляются люди.

– Нарушили ли бы закон, если бы выслали в нашу сельскую администрацию информацию о том, что ведутся работы по изъятию? – задается вопросом Ирина Яковлева. – Моя вина только в том, что я не выписываю газету "Карелия".

Двух метров хватит

Многие из списка ответчиков уже умерли, претендовать на землю приехали наследники.

– Мои родители всю жизнь проработали в зверосовхозе, и они ничего не знали о земле. Когда я в 2000 году их хоронил, никто мне слова не сказал, – говорит Владимир Вешкельский, приехавший на суд из Сортавалы. – А на земле я бы построил что-нибудь, дети у меня подрастают.

– В наше время отказываться от земли глупо, – говорит Нина Маньшина. – Не мне, так детям, внукам нужна будет. Земля – это кусок хлеба.

– Сейчас город перебирается в деревню, не знаешь, как жизнь повернется, – считает Зинаида Буракова.

У Ирины Яковлевой – подсобное хозяйство. Косить сено для своих буренок ей приходится на земле, взятой в аренду. Тогда как есть право на свою.

– Мне двух метров хватит, – 88-летняя Анастасия Беляева передвигается лишь при помощи дочки с зятем.

– А мы вот вышли на пенсию, собираемся в деревню перебираться, – поясняет зять Анатолий Левашов. – У сына позиция: раз дают землю – надо брать.

– А на кой ляд мне нужна эта земля, – среди селян есть и такая позиция. Но кому не нужно, в суд и не явились, написали письменное согласие с иском.

Дачи

Люди просили суд дать им год-два, чтобы те, кому надо, смогли оформить землю в собственность. Говорят, хорошие участки, у озера, разобраны, оставшиеся – у черта на куличках.

– Это фортуна, какой тебе участок достанется, – говорят святозерцы.

Но испытать себя на везучесть людям не дали. Суд удовлетворил иск Минприроды. В глазах людей стояли слезы. Многие чувствовали себя обворованными. Как говорят люди, обиднее всего будет через какое-то время узнать, что их земли проданы под дачи. Несмотря на то, что земли сельхозназначения и не предназначены для строительства. Так, продают земли те, кто в свое время успел оформить пай в собственность. В одной карельской газете до сих пор выходит объявление о продаже участка площадью более 500 соток рядом с озером, с пометкой "земли сельхозназначения". Как ответили нам по объявлению, землю давно продали, ушла она за 1 миллион 600 тысяч.

– Земли сельхозназначения самые дешевые. Конечно, на них можно строить. А можно перевести в другую категорию, – пояснил автор объявления.

Святозерцам же, похоже, не видать ни земли, ни денег. Государство в очередной раз продемонстрировало звериный оскал. Оно, обязанное заботиться и помогать, не любит невезучих.

В карельском Минприроды изъятие святозерских земель объясняют исключительно благими намерениями.

– Мы будем распоряжаться земельными участками в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельхозназначения", – говорит начальник Управления распоряжения земельными ресурсами Ада Ким. – Сразу дадим объявление о наличии свободных участков и будем сдавать их в аренду. Но только по прямому назначению, для сельхозпроизводства: фермерам, тем, кто хочет заниматься личным подсобным хозяйством, сельхозпроизводителям. В первую очередь заинтересованы в том, чтобы поднялось наше сельхозпроизводство.

Хочется верить, что так все и будет. И у земель появится рачительный хозяин, который, может быть, ослабит обиду святозерцев на государство.