Экономика Белорусская бумага не стерпит?

Надежда Меккиева
№40 (697) 30.09.2009

Этим летом "Карельская Губернiя" рассказала о разгорающемся скандале вокруг Шкловского завода газетной бумаги (Белоруссия), оборудование для которого поставил карельский "Петрозаводскмаш". Недавно прошла информация о том, что премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский якобы написал жалобу лично Владимиру Путину, выразив недовольство карельским партнером. В пресс-службе белорусского премьера нам не подтвердили, но и не опровергли эти данные.

Насколько нам известно, в российском Минпроме проект "Шклов" курирует чиновник, отчитывающийся лично перед премьером Путиным. Вряд ли Владимир Владимирович доволен. Почему? Об этом дальше.

Оборудование – есть, бумаги – нет

Шкловский проект был интересен всем. "Петрозаводскмаш" заключил крупный, выгодный контракт с перспективой будущего сотрудничества. Белорусская сторона должна была получить современный завод, готовый обеспечить бумагой все типографии страны.

В мае 2008 года на торжественной церемонии открытия Шкловского завода присутствовали президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Карелии Сергей Катанандов. "Батька" во всеуслышание заявил об уникальности нового завода: в странах СНГ аналогов ему нет, здесь использованы самые современные технологии. Звучали благодарности в адрес генерального поставщика – "Петрозаводскмаша". Казалось бы, все всем довольны. Вот только своей бумаги в Белоруссии как не было, так и нет. И типографии по-прежнему продолжают закупать импортное сырье.

Белорусские печатники летом жаловались корреспонденту "Карельской Губернiи", что качество шкловской бумаги оставляет желать лучшего. Говорили, она рвется и не предназначена для высокоскоростных машин. Типографии надо значительно помучиться, чтобы произвести качественный продукт.

С момента церемонии открытия прошло уже больше года, а Шкловский завод по-прежнему не может обеспечить всех потребностей страны в бумаге. К тому же в белорусской печати появилась информация, что карельское оборудование – вовсе не современное. И бумагоделательная машина была произведена еще в 80-е годы для африканского государства. Но заказчик так и не выкупил агрегат, и он остался лежать на заводе, пока не объявились белорусы.

Бардак?

Действительно, бумагоделательная машина была построена 20 лет назад. Но не для африканской страны, а для Таиланда. Сотрудники "Петрозаводскмаша" этот факт не отрицают.

– Да, "полуфабрикат" лежал на заводе с 1998 года, но по желанию заказчика машину оснастили импортными системами (электропривод, автоматика, компьютеры), подобных которым в Белоруссии нет, – рассказал нам один из сотрудников "Петрозаводскмаша" Алексей Смирнов (имя изменено. – Прим. ред.). По его словам, в Белоруссии большие проблемы со специалистами, и горе-мастера однажды даже умудрились вывести машину из строя.

– Ломали они машину как до пуска, так и после пуска, при освоении продукции. Яркий пример: был сломан немецкий гидрораспределитель из-за того, что в масле гидросистемы присутствовала вода, – говорит Алексей Смирнов. – Отсутствие толковых, опытных специалистов, знающих технику сегодняшнего дня, – горе Шклова и всей Республики Беларусь. Вообще у них на стройке был бардак в лучших советских традициях – оборудование лежало зиму под снегом, часть его разворовали.

По словам работника "Петрозаводскмаша", сейчас в Белоруссии находятся представители карельского завода, которые помогают налаживать оборудование.

– Было сделано много мелких доработок по желанию и в соответствии с капризами заказчика. Так, на прошлой неделе выехал специалист менять белорусскую гидроаппаратуру на западную, – сказал Алексей Смирнов. – Похоже, они хотят, чтобы все работало само, а персонал спал на работе. Но так не бывает!

Между тем на Шкловском заводе считают иначе: проблема не в специалистах, а в оборудовании.

– Даже профессионалы из Кондопоги не смогли добиться толку от этой машины! То есть вроде чего-то они и достигли, но нас не устраивает, – говорил еще летом один из сотрудников белорусского завода. – "Петрозаводскмашу" нужно сдать машину, вот они и привозят специалистов, которые говорят, что у них такая же машина работает офигенно. В итоге у "Петрозаводскмаша" все хорошо, а у нас все плохо! Вывод могу сделать такой: оборудование, которое нам поставили, может, и хорошее, но морально устаревшее и не предназначенное для выпуска газетной бумаги. Картоноделательную машину продали как газетную!

Боссы и пешки

Решение о создании Шкловского завода принимал лично президент Лукашенко. Еще в мае 2003 года он заявил, что в течение полутора-двух лет завод будет построен. Белорусская сторона долго не могла определиться с инвестором. Одна немецкая компания была готова вложить в предприятие 250 миллионов долларов и взять себе 10 процентов акций. Но белорусское правительство передумало и решило строить завод самостоятельно. Монтаж бумагоделательной машины предполагали завершить в сентябре 2007 года. Однако пусконаладочные работы продолжаются до сих пор.

В прессе писалось, что производство бумаги в Шклове построено на основе "термомеханической массы". И оборудование, производящее эту массу, – самое лучшее и качественное. Вот только технологический процесс требует большого внимания, а опыта подобного производства в Белоруссии нет.

– За последние несколько месяцев нам удалось значительно улучшить качество выпускаемой продукции. Это произошло благодаря совместной работе коллектива завода, специалистов российского поставщика оборудования – "Петрозаводскмаша", белорусских ученых и проведению организационно-технических мероприятий, – сообщил замдиректора завода Олег Подобед.

"Карельская Губернiя" целую неделю пыталась дозвониться до директора Шкловского завода, но у него все время были совещания. По словам сотрудника "Петрозаводскмаша", очередные приемочные испытания запланированы на октябрь.

Между тем белорусский президент грозится разобраться, чья вина в том, что важный госпроект до сих пор не работает. В прессе писали, что председатель концерна "Беллесбумпром" Владимир Шульга уже попал в немилость за "провал" запуска завода.

– Вообще-то у нас складывается впечатление, что белорусская сторона не горит желанием выполнять последний платеж за заказ, – говорит сотрудник "Петрозаводскмаша" Алексей Смирнов. И предполагает: – Наверное, у них мало денег – кризис. Карелы – пешки в сложной политической игре.

Гарантом шкловского проекта выступает карельское правительство. На прошлой неделе премьер-министр республики Павел Чернов отправился в Белоруссию.

– Поехал посмотреть, проверить. Вроде торжественный пуск намечается, на полную мощность, – рассказали в пресс-службе. – Там все нормально. Когда премьер вернется, мы вам направим информацию.

– Нет, – ответили нам в приемной завода и бросили трубку, когда мы спросили, намечаются ли в ближайшие дни какие-либо торжества.

Что ж, подождем возвращения премьер-министра Чернова. "Карельская Губернiя" будет держать вас в курсе событий.