Общество Источник загрязнения

Губерния
№44 (701) 28.10.2009

– Мне кажется, что у воды из крана уже появился запах солярки, – заявила "Карельской Губернiи" жительница микрорайона Древлянка. Опасения возникли из-за нефтяного пятна, на протяжении нескольких месяцев обитающего в Онежском озере всего в 500 метрах от водоочистных сооружений. В последнее время звонки по поводу качества водопроводной воды поступают регулярно. "Карельская Губернiя" постаралась выяснить, насколько оправданы опасения петрозаводчан.

Нет повода для беспокойства?

То, что качество водопроводной воды ухудшилось, заподозрили и в Роспотребнадзоре. Специалисты ведомства провели внеплановую проверку в отношении Петрозаводских коммунальных систем. Нарушения нашли. Однако к нефтяному пятну они отношения не имеют.

– На работу очистных сооружений это пятно повлиять не может, – уверен председатель городского Комитета по вопросам ЖКХ Дмитрий Астраханцев. – Водозабор от него далеко, да и находится он на глубине 20 метров, а пятно гуляет поверху. Тем более на этих сооружениях проводится постоянный лабораторный контроль. Если бы было какое-то загрязнение, мы бы уже об этом знали и принимали меры. Так что пусть люди не волнуются.

Но для того, чтобы люди перестали волноваться, одних слов маловато. Что делается?

– На прошлой неделе нам удалось (мы надеемся, что нам удалось) предотвратить попадание нефтепродуктов в воду, – говорит Дмитрий Астраханцев. – Сейчас мы каждый день делаем отборы проб. И точно знаем, что концентрация поступлений в Онежское озеро сократилась в сто раз. Вот какой эффект дали проведенные нами работы.

С масляными пятнами из ливневой канализации городские службы боролись как могли. В воду добавляли абсорбент, в канализационный колодец устанавливали заглушку, а к водостоку ставили специальные заграждения и "ловушку". Сейчас специалисты решили отказаться от заградительных бонов и устроили заграждения в районе улицы Кондопожской, чтобы нефтепродукты до озера вообще не доходили.

Голь на выдумки хитра

По словам Дмитрия Астраханцева, нужно провести исследования и понять, где именно и в каком объеме "прячутся" нефтепродукты. Наверняка они копились там многие годы:

– Мы привлечем либо проектную организацию, либо геологов. Когда найдем источник, наверное, придется бурить скважины, отбирать нефтепродукты, вывозить их и утилизировать. Эту методику нам и должны предложить специалисты.

На все мероприятия потребуются немалые деньги, десятки миллионов рублей. Петрозаводск такие затраты может не потянуть. Поэтому, говорит Астраханцев, как только станет понятно, о какой сумме идет речь, придется обращаться за финансовой помощью к республиканским властям.

Пока что городу удается экономить.

– Ловушки, которые мы сделали своими силами, в компаниях по производству нефтеловушек стоят от 5 до 7 миллионов рублей.

– Как же вы умудрились смастерить ловушки?

– Голь на выдумки хитра.

Деньги, потраченные на решение проблемы, собираются взыскать с виновника. Но его еще нужно найти. Сейчас все ссылаются на заключение петербургской организации "Газтурбо", где указано: к поступающим в Онего нефтепродуктам могут иметь отношение железнодорожники.

– Сейчас у нас есть предписание городской прокуратуры о том, чтобы провести соответствующие изыскания на наших объектах, – говорит начальник Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги Андрей Мараков. – Речь идет о локомотивном депо. И такие работы нами проводятся. Нельзя однозначно сказать, что депо породило это пятно. Я думаю, этого и не скажут. Если выяснится, что источник – депо, будем принимать меры. Единственное, хочу добавить, что в течение последних трех лет и в локомотивное депо, и вообще в городскую территорию всех предприятий железнодорожного транспорта было вложено не меньше 30 миллионов рублей в год. Все предприятия обладают новыми очистными сооружениями. Топливо на земле остается, этого никто не отрицает, но до Онежского озера оно не доходит. Сейчас есть слухи, что где-то что-то откуда-то вытекает. Давайте вместе разбираться.

А убирать?

В мэрии знают, что железнодорожники не особо верят в возможность своей причастности к загрязнению.

– Но другого-то источника нет! – говорит Дмитрий Астраханцев. – Производств никаких нет. Была на ул. Кондопожской заброшенная заправка, но это не тот объем, который мог бы так навредить. Это загрязнение, как говорят специалисты, возможно, копилось десятками лет, а сейчас его просто двинуло грунтовыми водами. В том месте, где находится локомотивное депо, как раз насыпные грунты.

Поиском виноватых сейчас занимаются правоохранительные органы. Сотрудник Карельской природоохранной прокуратуры Дмитрий Живетьев сообщил "Карельской Губернiи", что никаких претензий к железной дороге пока не предъявлено. В Следственный комитет материалы дела еще не передавались.

Сейчас Управление Росприроднадзора по Карелии составляет исковое заявление и подсчитывает многомиллионный ущерб.

– Мы считаем виновной администрацию Петрозаводска, – заявил руководитель Росприроднадзора Александр Ширлин. – Коллектор, находящийся в ее собственности, является основным загрязнителем озера.

Сейчас надзорные органы ищут в мэрии человека, который мог бы понести ответственность за происходящее. Мэр Николай Левин, избранный недавно, к счастью для него, вне зоны риска.

– Меня волнует то, что у республики сегодня нет технических средств для ликвидации аварийных ситуаций, – говорит Александр Ширлин. – Предположим, обнаружено нефтяное пятно. Силами региона его нужно локализовать и ликвидировать. У нас есть одно судно, но фактически оно приказало долго жить. Сегодня загрязнение просто нечем убирать.