Общество Бунтари поневоле

Надежда Меккиева
№44 (701) 28.10.2009

Увольнения на "Карельском окатыше" в Костомукше законны. К такому выводу пришла карельская прокуратура, наведавшись в Костомукшу. Надзорный орган пригрозил жесткими мерами бунтарям, затевающим несанкционированные акции. Однако это не снимает социальной напряженности в Костомукше. Работники ГОКа продолжают готовиться к забастовке.

Большая квота

Напомним: акции протеста работников "Карельского окатыша" начались месяц назад. Тридцать три человека уже уволены, еще более сорока получат уведомления о сокращении в ближайшее время (руководство предприятия это признает). По данным председателя СОЦПРОФа Андрея Карапыша, к концу года будут уволены около 100 человек.

Рабочие указывают, что места сокращенных занимают гастарбайтеры, которые обходятся предприятию гораздо дешевле. Работают приезжие (по информации прокуратуры, их 30 человек. – Прим. ред.) в подрядной организации, с которой у ГОКа заключен договор. Юридически "Карельский окатыш" к набору гастарбайтеров не имеет никакого отношения. Однако и подрядная организация, и ГОК входят в состав металлургической компании "Северсталь". Как признал заместитель прокурора Эдуард Гусаков, гастарбайтеры действительно работают водителями "БелАЗов". И да, он в курсе, что людей этой профессии можно найти в Карелии.

– Зарплата гастарбайтеров ниже? – спросили журналисты.

– Существенно ниже, примерно в два раза, – ответил Гусаков.

По мнению прокуратуры, республиканской власти необходимо пересмотреть квоту на мигрантов в горно-рудной промышленности. В этом году она составила 300 человек.

– Мы полагаем, необходимости в таком количестве нет, – сказал Эдуард Гусаков. Карельская прокуратура обратилась к главе Карелии Сергею Катанандову с просьбой пересмотреть квоту. Уйдет прокурорское письмо и руководителю "Северстали" олигарху Алексею Мордашову. Его просят "более вдумчиво подходить к вопросам социальной политики, в том числе к вопросу сокращения штата".

– Если есть возможность, надо отдавать предпочтение жителям города. Наверное, это можно делать. Наверное. Тем не менее приглашение иностранных граждан закону не противоречит, – сказал Эдуард Гусаков.

Штраф

С рабочими, чересчур рьяно выражающими свое недовольство, церемониться не будут.

– Рабочие угрожали, что якобы будут перекрываться магистрали и железные дороги… Этого не случится! – заявил зампрокурора Эдуард Гусаков. – Все, кто будет причастен к несанкционированным митингам, будут привлекаться к ответственности.

Работники ГОКа уже познали крепкую хватку закона. Двое костомукшан оштрафованы за выкрики "Бей ментов!". Дело в том, что в прошлый вторник СОЦПРОФ собрал людей на главной площади Костомукши. Милиции там было едва ли не больше, чем протестующих.

– Мы хотели арендовать зал Дома культуры для проведения собрания, но нам отказали, – рассказывает председатель СОЦПРОФа Андрей Карапыш. – Тогда мы решили собраться на улице, ведь законом это не запрещено. Собрание приравняли к митингу, меня даже пытались забрать в милицию.

Оштрафованный рабочий Максим Ванин, нелестно высказавшийся в адрес милиции, не хочет рассказывать, что он заявил на собрании протестующих:

– Это военная тайна. Вышел к нам один майор и стал качать права. Я не сдержался. Говорил, что думаю. Подбежала милиция, скрутили и забрали.

Суд оштрафовал Ванина на тысячу рублей.

По мнению карельской прокуратуры, профсоюз искусственно накаляет ситуацию в Костомукше. Зачем, об этом Эдуард Гусаков не стал распространяться. А вот глава Костомукши Вячеслав Шаповал назвал все происходящее политическим заказом, проплаченным из-за рубежа и направленным на раскол России. Мэр заявил, что не допустит в своем городе экстремизма. Впрочем, прокурорская проверка признаков экстремизма (в понятие входит в том числе разжигание национальной розни, подрыв безопасности страны. – Прим. ред.) в действиях СОЦПРОФа не выявила.

Профсоюзная организация продолжает готовить забастовку.

– "Карельский окатыш" делает все возможное для сохранения стабильности в коллективе и городе, – написал "Карельской Губернiи" пресс-секретарь предприятия Андрей Замула.

Страшное будущее

На федеральном канале ТВ Центр в передаче "Момент истины" недавно обсуждали одно странное решение руководства "Карельского окатыша". Предприятие решило разорвать договор с подрядной организацией "Реммех – карьерное оборудование". Фирма занимается ремонтом горного оборудования, и "Карельский окатыш" – ее единственный клиент.

– За три года к нам не было никаких претензий, и вдруг пришла бумага, в которой нас поблагодарили за отличную работу и сообщили, что договор продлен не будет (он заканчивается 1 ноября. – Прим. ред.), – рассказывает председатель профсоюза "Реммех" Сергей Саяркин. Предприятие предлагало даже снизить стоимость услуг, но это не повлияло на решение комбината. На смену "Реммеху" придет фирма "Стоик", которая никогда не занималась ремонтом буровых установок и экскаваторов. Предполагается, что 285 из 320 сотрудников "Реммеха" переведут в "Стоик".

– Сомневаюсь, что всех возьмут. У нас есть люди профбольные, кому они нужны? Кроме того, в "Стоике" есть свои рабочие, которые сидят без работы, – говорит Сергей Саяркин.

– Пока меня на работу в "Стоик" не приняли, все будет известно через неделю. Меня, как и всех, страшит неизвестность, – говорит мастер карьера Валерий Флягин. – У меня дочка 11 месяцев, кредит. У многих наших взята ипотека.

Работники предполагают: причина разрыва отношений с "Реммехом" заключается в том, что фирма "Стоик" входит в "Северсталь" и владелец Мордашов не желает, чтобы деньги уходили из компании.

– Сейчас сокращают администрацию ГОКа: казначейство, бухгалтеров, коммерческую дирекцию. И всех переводят в Ярославль, там рабочая сила дешевле, без северных надбавок, – рассказала нам сотрудник "Карельского окатыша" Мария Иванова (имя изменено. – Прим. ред.). – В Ярославле создается единый центр для всех дочерних компаний "Северстали". Мордашов также решил объединить охранные фирмы всех "северсталевских" ГОКов. Вся прибыль уходит в Москву, и остаются лишь жалкие копейки на зарплату и разные мелочи.

Последние решения "Карельского окатыша" вызывают у людей сильную тревогу. По словам рабочих, это уже не то предприятие, которое некогда заботилось о благополучии сотрудников и города. Погоня за прибылью заставила позабыть об интересах простых работяг.

– Молодежи много, но работу ей нигде не найти. Частные фирмы предлагают зарплату в 5 тысяч. Как жить на такие деньги? – говорит работник "Реммеха" Виктор Матковский. – Стараюсь не думать, что дальше будет.