Экономика Сходить в Лувр дешевле, чем съездить на Кижи

Илона РАДКЕВИЧ
№47 (704) 18.11.2009

Практически на всех главных туристических объектах республики (за исключением Кижи) в этом году выросло количество посетителей: на Валааме побывало на 10 тысяч человек больше, чем в прошлом году, в "Рускеале" – на 4 тысячи, у национальных парков "Паанаярви" и "Водлозерский" "прибавка" составила 6,5 тысячи человек. Получается, сезон удался? Однако представители турбизнеса не согласны с цифрами, заявляемыми чиновниками.

Провальный сезон

– Я, признаться, опешил, когда услышал, что сезон удался, – заявил на последнем заседании Совета руководителей карельских турфирм его председатель Владимир Кучеренко. – Сезон однозначно провальный: спад потока туристов в Карелию – минимум 30 процентов!

Начальник Управления развития туризма и социальной сферы Карелии Владимир Чехонин уточнил: все данные выведены на основе цифр, предоставленных самими турфирмами.

– Может быть, и есть две-три фирмы, у которых все отлично, но я думаю, они лукавят, – заметила одна из участниц заседания. – Может, посещаемость увеличилась за счет круизных теплоходов?

Представители турфирм заметили, что с имеющимися ценами Карелия перестает быть конкурентоспособной. Билет на Кижи стоит дороже, чем билет в Лувр! Из-за этого туда стали реже ездить не только гости республики, но и сами жители.

– Если раньше семьи ездили на Кижи вместе с гостями, то теперь едут только иногородние, потому что заплатить шесть тысяч рублей за семью из трех человек – очень дорого, – говорит руководитель турфирмы "Кижанка" Любовь Кучер. – Приходит ко мне пара – люди, видно, не бедные, берут карту и пальчиком показывают, куда они хотят попасть. Я говорю: "Присядьте! А сейчас я вам скажу, сколько это все стоит". Мужчина даже переспросил: "Вы шутите? Неужели на Кижи столько стоит?!" Я ему дальше: про Соловки, про Валаам. У него был шок!

Впрочем, сейчас причитать уже поздно. С заоблачными ценами нужно было бороться весной, когда их только огласили. Главное, дважды не наступить на одни и те же грабли и уже начинать думать о будущем сезоне. В частности, попытаться сохранить цены хотя бы на уровне этого года!

Синдром отодвинутого спроса

– Этот год – еще не падение, – уверена директор турфирмы "Лукоморье" Ольга Лукина. – Это синдром отодвинутого спроса. Те, кто планировал когда-то приехать в Карелию, на Байкал или Алтай, рванули в этом году, потому что не знают, что будет в следующем. А в следующем году будет хуже.

В 2010 году, например, опять значительно вырастут тарифы на электроэнергию.

– Этот фактор сыграет существенную роль и будет влиять на деятельность туристских компаний, – уверен Владимир Чехонин. – Я знаю, как в январе-марте предприятиям было сложно с уплатой тарифа на электроэнергию.

Генеральный директор туристического комплекса "Рускеальский каньон" Александр Артемьев похвастался: в горном парке появилось освещение стен, и теперь экскурсии можно проводить не только летом, а в любое время года и в любое время суток.

– Зимнюю сказку мы у себя организовали. Но если тарифы на электричество продолжат так расти, скоро мы будем ходить со свечками, – предупредил Александр Артемьев.

– Рост тарифов и, соответственно, прогнозируемое повышение цен на гостиничные услуги поставят под сомнение вообще приезд туристов, во всяком случае финских, – говорит директор турфирмы "Карелика" Елена Багаева. – Потому что есть альтернатива – Эстония! В центре Таллинна двухместный номер стоит 42 евро, а номер в карельских городах (я уже не беру в расчет Петрозаводск) стоит 80 евро!

Руководители турфирм отмечают, что и сами туристы изменились:

– Не такой богатый клиент пошел. Очень-очень скупые. За каждую копейку боролись в этом году.

Нужно вкладывать

Инвестиции в карельский туристический бизнес в этом году составили 520 миллионов рублей. В прошлом было на 70 миллионов больше, в будущем может стать на 30-40 меньше. Доходы республики от въездного туризма остались примерно на уровне прошлого года, а это около 4 миллиардов рублей.

Могло бы быть и больше, но...

– Туризм – это хорошие деньги, но для того, чтобы их получать, нужно вложиться, – говорит Ольга Лукина. – Мы же очень мало вкладываем в наше дело. Та же Кострома так мощно сейчас выступает. Я диву даюсь, какие они рекламные проспекты и буклеты делают, какие бренды подготовили. Мы просто "отдыхаем". У нас этого нет. А перед Бурятией нужно просто снять шляпу. У них подъем туристского потока на 30%. Но там была колоссальная поддержка со стороны властей.