Экономика Непотраченные миллионы

Губерния
№49 (706) 02.12.2009

Каждый год детские дома Карелии покидают десятки воспитанников. Они выросли, пора самим налаживать жизнь. По закону, сиротам должны быть предоставлены квартиры. Не в коробке же под мостом жить! Ан нет, выходит, что в коробке. И благодарить за это, похоже, стоит карельских чиновников, которые в этом году не успевают освоить 36 миллионов, выделенных Петрозаводску на покупку жилья для сирот.

Квадратные метры отписок

Жилье для сирот гарантировано только на бумаге. На деле же борьба за квадратные метры длится годами. Александра Шаройко – сирота и мать двоих детей. Она, выпускница Детского дома № 2, давно должна жить в собственной квартире. Но приходится мотаться по съемным, отдавая по 10 тысяч рублей в месяц.

– В 2005 году я подала в суд, – рассказывает Александра. – В 2006 году решение суда о внеочередном предоставлении мне жилья вступило в силу. Но ничего не изменилось. У меня двое детей, одному 4 года, другому – год и семь месяцев. Куда я только не обращалась! И к Путину, и в Министерство образования, и в прокуратуру. Одна отписка: денег нет. А сейчас еще интереснее пишут – деньги есть, но жилья нет. Дескать, люди не хотят продавать муниципалитету квартиры. Получается, деньги лежат без дела… И таких "внеочередников", как я, в Петрозаводске человек пятьдесят! Моя сестра, ходившая в мэрию каждый день, все-таки выбила себе жилье, хоть и в ужасном состоянии. Другая сестра так же, как я, мыкается с квартиры на квартиру.

Жилья в Петрозаводске дожидаются почти 160 сирот. Среди них есть и сорокалетние люди – они ждут жилья с начала 90-х годов прошлого века. Организована даже "очередь в очереди" – те, кто уже подтвердил свое право через суд, в начале цепочки. Исполнения судебных решений дожидаются 56 сирот. Кто-то снимает комнаты, кто-то довольствуется койкой в общежитии. Есть и такие, кому приходится обитать в Доме ночного пребывания. А петрозаводчанин Александр Тутаев и вовсе поселился в лесу, в палатке.

– С самого рождения воспитываюсь в сиротских учреждениях, – обратился этой осенью с письмом Александр в мэрию. – Инвалид детства. Я прописан по адресу: Петрозаводск, Октябрьский пр., 47, но проживать там не могу. Площадь квартиры составляет 15.5 кв.м, в этой квартире также прописаны и проживают моя мать (пенсионерка, ветеран труда, в отношении меня лишена родительских прав) и 27-летняя сестра. Они категорически против того, чтобы я с ними жил. На данный момент я живу в лесу, в палатке. В связи со сложившимся обстоятельством прошу предоставить мне комнату в общежитии.

В отделе опеки и попечительства Тутаева хорошо знают. Но не помогают.

– Это безвыходная ситуация, – поясняет глава отдела Нина Лыскова. – Формально у него есть жилье – квартира, где он прописан вместе с матерью и сестрой. Но жить там он не хочет…

Почему инвалид Александр, воспитанный в детдоме, не хочет жить под одной крышей с матерью, лишенной в свое время родительских прав, понятно. А вот как ему дальше быть, не понятно. "Карельская Губернiя" попыталась отыскать Тутаева, но не смогла.

Миллионы тратить не на что

Средства на покупку жилья для воспитанников детских домов выделяются из республиканского бюджета. Сумма меняется год от года. В 2009 году – 36,5 миллиона рублей.

– С прошлого года у нас осталось 8,5 миллиона рублей, еще 5 миллионов поступило в начале 2009 года, – рассказывает начальник Управления жилищного хозяйства Олег Яшкин. – Потом, уже в июне, поступило еще 23 миллиона.

"Это же почти тридцать квартир!" – возможно, скажете вы. – Вот радость сироткам привалила". Увы, у карельских чиновников плохо получается тратить государственные рубли. В апреле, после первых торгов было куплено всего одно (!) жилое помещение. К ноябрю 2009 года администрации Петрозаводска удалось купить для сирот всего девять квартир. Возникла угроза, что почти 25 миллионов рублей придется вернуть в республиканскую казну. Ситуацию решили исправить с помощью аукциона, проведенного в конце ноября. В муниципалитет поступило 18 заявок, сейчас они рассматриваются Управлением муниципального заказа. В длинном списке есть не только квартиры, но и комнаты в общежитиях и коммуналках: они ведь тоже считаются "жильем" и полностью попадают под условия госзаказа.

Городская власть оправдывается: виноваты не мы, а законодательство. Город приобретает жилье по конкурсу, а это рождает для продавца массу "бумажных" проблем.

– Хозяева квартир недовольны тем, что процедура занимает до 50 дней. Кроме того, оплата идет безналичным расчетом, и банк при обналичивании берет процент, – поясняет Яшкин. Сироте могут купить жилье только определенного метража – от 15 до 33 квадратных метров. Цена за метр не должна превышать среднюю по городу; но даже самую маленькую однокомнатную квартиру не купишь ниже рыночной стоимости – дураков нет. Еще одно оправдание чиновников: зачастую владельцы жилья вовсе не знают о том, что город покупает для сирот квартиры. Простые люди не заглядывают на сайты госзакупок. А чиновники, объявив конкурс, не имеют права выискивать потенциальных продавцов – это может быть истолковано как сговор, и сделку признают недействительной. Единственное, что они могут сделать, – обзвонить риэлтеров. Но те неохотно сотрудничают с муниципалитетом – навар небольшой.

Нам непонятно только одно: почему нельзя было обратиться в СМИ. "Карельская Губернiя" без проблем бы напечатала объявление о том, что ищется жилье для сирот. Мы могли бы даже специальную акцию организовать. И другие СМИ, думаем, подключились бы. Если к задачам относиться не формально, не только "исходя из действующего законодательства", все выполнимо.

Надо строить

Деньги, выделенные республикой, все равно не будут потрачены полностью и вернутся в бюджет. Олег Яшкин сетует: 23 республиканских миллиона пришли слишком поздно, в июне (ну да, середина года – это ОЧЕНЬ поздно. Уже пора к Новому году готовиться. – Прим. ред.). Появись они пораньше, проблему с выпускниками детских домов можно было бы решить эффективнее, например, возвести для них целый подъезд в новом доме. И вообще – для сирот нужно строить, а не перебиваться квартирами со вторичного рынка. Дом в пятьдесят квартир обошелся бы республике примерно в 54 миллиона рублей.

– Если бы нас заранее известили, что необходимая сумма запланирована в республиканском бюджете, мы бы подготовились, объявили конкурс на строительство и к концу года имели нормальный дом. Можно было бы торговаться. За три года очередь бы исчезла, – утверждает чиновник.

В следующем году Петрозаводску на жилье для сирот обещают шесть миллионов. Будут ли какие-нибудь дополнительные финансовые вливания, никто не знает. Может, и нет. В таком случае нужда искать квартиры для сирот отпадет: "осваивать" будет нечего.