Экономика Высокое напряжение

Нина Усова
№50 (707) 09.12.2009

Бизнес-сообщество республики, и без того поставленное в непростые условия экономическим и финансовым кризисом, в будущем году ожидает новое потрясение. С 1 января 2010 года по требованию российских властей цена за киловатт электроэнергии в Карелии возрастет более чем на 70 процентов. Никакие аргументы республиканских властей о том, что это убьет малый и средний бизнес, особенно связанный с производством, пока не смогли изменить позицию федерального центра.

А вот мнения самих предпринимателей.

Петр Потышев, директор ООО "Родник", староста деревни Пяльма:

– Мое предприятие занимается картофелеводством и сенокошением, так что на нас повышение тарифов вряд ли отразится. Но то, что я вижу вокруг себя, убеждает меня, что резкое повышение тарифов – лишь последний гвоздь в гроб бизнеса, занимающегося производством. Грабительские тарифы, назначаемые энергокомпаниями за отпуск электроэнергии, убили уже не одно предприятие. В деревне Маньга предприниматель построил ферму и сам провел к ней линию электропередачи. За подключение с него запросили больше, чем стоило все строительство.

В нашей деревне существовала небольшая пилорама, на которой трудились четыре человека. Она работала в основном на бытовые нужды односельчан, в частности, обслуживала строительство моста, который мы строили на свои средства. Как только строительство началось, в энергетике произошла очередная реорганизация и потребовалось перезаключить договор. За его перезаключение с владельца пилорамы потребовали 300 тысяч рублей. Пилорама закрылась. Я поставил вопрос перед главой республики, который как раз проводил выездное заседание правительства в Пудоже. В результате пилорама возобновила работу на время строительства моста, после чего снова закрылась.

Повышение тарифов просто позволит энергетикам "додавить" те предприятия, которые до сих пор почему-то живы.

Непонятен мне и еще один момент. Федеральное правительство утверждает, что не может заморозить тарифы, потому что это противоречит принципам рыночной экономики. А разве принудительное повышение тарифов этим принципам соответствует?

Архип Еремеев, директор ООО "Северснаб", Петрозаводск:

– Мотивы российского правительства мне, честно говоря, непонятны, но это реальность, с которой нужно жить. Живем же мы в условиях частной энергетики, хотя мне давно ясно, что приватизация энергосистем была принципиальной ошибкой. Частные владельцы не заботятся ни о развитии, ни об экологической безопасности. Пример в Петрозаводске: в свое время Лососинку перегородили и построили на ней маленькие электростанции, которых теперь не существует, потому что они считаются невыгодными. Но река-то уже испорчена, в ней больше не может нереститься рыба, экологический баланс полностью разрушен. Так почему не получать с нее электроэнергию, чтобы "убийство" реки имело хоть какой-то смысл? Неужели киловатты, которые она может давать, для нас лишние?

То же самое касается реки Кемь. Я сам родом из тех мест, и мне очень обидно за уникальную беломорскую природу. Ее разрушили, а пользы это никому не принесло…

Что касается непосредственно тарифов. Мое предприятие просто перестало бы существовать с введением новых расценок, потому что мы пользуемся электроотоплением (были вынуждены на него перейти, поскольку, если бы нам пришлось платить за централизованное теплоснабжение, мы бы разорились сразу). Но мы заранее подготовились к новым условиям – установили дровяной котел, который требует загрузки дровами раз в сутки. Очень выгодно с точки зрения стоимости отопления и не наносит непоправимого вреда экологии: все-таки лес – возобновляемый ресурс. Думаю, это выход для многих. Хотя проблем, которые возникнут у энергоемких производств, таким способом, безусловно, не решить.