Пермская трагедия напугала всю Россию. Медведев и Шойгу приказали – и по всей стране стартовала пожарная "ревизия". Карельские пожарные проявили чудеса работоспособности: всего лишь за несколько дней они проверили большинство ночных заведений столицы и республики. В обязательном порядке пройдут мероприятия по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности в детских садах, школах, вузах, местах массового отдыха населения (санатории, дома и базы отдыха), а также в торговых организациях, продающих ёлки, электрогирлянды и пиротехнику.
Возможно ли повторение пермской трагедии у нас, в Карелии, – этим вопросом сегодня задаются многие.
В контакте с алкоголем
"Карельская Губернiя" и журналисты других СМИ присутствовали на проверке петрозаводского бара "Бруклин" на Кукковке. По закону владельцев заведения предупредили за день до визита инспектора, так что сюрприза не получилось. Интересуемся у бармена Ирины, знает ли она, как в случае пожара эвакуировать посетителей. "Да, – отвечает. – Но вообще-то я в контакте с алкоголем, а не с людьми. Есть ли в здании система оповещения? Есть. Да, наверное, есть".
– План эвакуации слишком маленький, – записывает недостатки старший инспектор Николай Вянгянен. – Одни значки, текстовой части вообще нет. Необходимо исправить.
Вянгянен медленно прохаживается по помещению, фиксируя все недочеты в блокноте. В итоге нарушений набралось около десяти. Инспектор закрылся с руководством в подсобке – обсуждать недостатки своего заведения "главные" в присутствии камер отказались. Однако журналисты городской телекомпании забыли снять с лацкана инспектора микрофон – запись продолжалась. Позже в эфире появился сюжет, в который вставили случайно подслушанную реплику владельца "Бруклина": "Взять тот же "Баден-Баден". У них там 40 мест, а запускают 80 человек. Я же в субботу смотрел по заведениям, ездил". Вы, мол, не нас проверяйте – к конкурентам зайдите.
Где опасно?
Жуткий факт: ни один из клубов карельской столицы не работает без нарушений! Рейды проходят по всей Карелии, и результаты проверок в других городах также неутешительны. Где-то ширина запасного выхода не соответствует норме, где-то этого выхода вообще нет. Не работают системы обнаружения возгораний. В интерьере и отделке стен многих заведений используются легковоспламеняющиеся материалы. Отсутствуют системы эвакуации и "рукава" на пожарных кранах. Кое-где можно даже увидеть решетки на окнах.
– Страшно говорить, но у нас есть заведение, по обстановке похожее на пермское, – заявил на пресс-конференции начальник Главного управления МЧС республики Владимир Гусев. – Это ресторан "Метелица". В отделке там используется нечто похожее на солому.
На совещании правительства карельский губернатор лично поручил службам проверить "Территорию". В "черный" список угодили и другие клубы. На клуб "Контакт", к примеру, уже готовятся материалы в суд. По мнению Госпожнадзора, заведение не может дальше работать – слишком много нарушений. Во многих барах и кафе города плохо с путями эвакуации, и в случае пожара не все посетители смогут спастись.
На 80 дней приостановлена работа малой сцены Музыкального театра в гостинице "Маски". В здании не было противопожарных преград и эвакуационного выхода со сцены. По соседству с "Масками", в баре "ХХХХ", в четверг прошли учения. По легенде, пожар начался в подсобном помещении, двум посетителям стало плохо (их увезла "скорая"). Перед этим в бар согнали студентов, которые должны были изображать ничего не подозревающих клиентов заведения. Забавно то, что за 15 минут до начала тревоги им и персоналу бара пожарные подробно объяснили, во сколько они услышат сигнал, как из зала выходить и стоит ли изображать панику. Пожарная машина приехала точно по сценарию – ровно через три с половиной минуты. Все остались довольны.
Что мешает
По словам начальника Главного управления МЧС Карелии Владимира Гусева, столь масштабные проверки не проводились раньше по многим причинам. "Закон о защите прав юридических лиц" – одна из них. Малому бизнесу в нашей стране оказывается особый почет.
– В заведение мы можем наведаться с проверкой один раз в три года. Не чаще, – говорит Гусев. – То есть клуб открывается – мы приходим в него спустя три года. Его начальное состояние мы не контролируем. Таков закон.
Нельзя сразу же и "прикрыть" местечко – на устранение недочетов его владельцам дается год. Вдобавок случается, заведения меняют название и даже месторасположение. В таких случаях "счетчик" обнуляется и инспекторы вынуждены ждать еще три года до проверки. "Новое юридическое лицо – новый срок, – говорит инспектор Николай Вянгянен. – А такие переименования сплошь и рядом!"
Как наказывают провинившихся? Хозяев небезопасного заведения могут оштрафовать, но не больше, чем на 20 тысяч рублей. Поработает такой клуб один вечер – и плевый штраф оплачен. Правда, поговаривают, что в стране скоро подкорректируют закон и сумму штрафа увеличат до 200 тысяч. Если же дело доходит до закрытия клуба, то сначала материалы рассмотрит прокуратура, а окончательный вердикт выносит суд.
Прощай, хлопушка…
Впрочем, пожарные призывают нас не паниковать и не запираться дома. Мол, во многих заведениях нарушения незначительные.
Параллельно с проверкой помещений сейчас идет и ревизия пиротехники. Проверяют инспекторы то, где и в каких условиях она хранится. Так, в магазинах даже самая примитивная новогодняя пиротехника должна быть упакована в металлические ящики, а на витрине установлен лишь образец. Иначе – никак. "Вы представляете хлопушки в металлических ящиках?" – посмеялись в фирме "Огни Карелии". Эта фирма, кстати, единственная в республике с лицензией на торговлю. Нарушения нашлись и у них.
Волновать, как оказалось, должно совсем иное. В Карелии планируется запретить использование любого открытого огня в помещениях. Это касается даже бенгальских огней – но какой Новый год без них?
– По мне, так я бы и курение в любых помещениях запретил, – заявил начальник городского отдела Госпожнадзора Валерий Желандовский. – Запреты эти для общей безопасности.
Разумеется, в квартиры никто с проверкой не явится – не имеют права. Однако, если вдруг от бенгальского огня или хлопушки в квартире что-нибудь загорится, а потом начнется пожар – пеняйте на себя. Либо уголовное дело, либо очень крупный штраф.
Когда-нибудь сгорим!
Проверки – дело хорошее. Только угроза пожароопасных клубов почему-то перекрыла собой все уже давно назревшие проблемы. До недавнего времени, к примеру, в Петрозаводске не было пожарных машин с удлиненными лестницами. В нашем городе есть 16-этажки, до последних этажей которых, в случае чего, пожарные просто-напросто не дотянутся.
– Теперь у нас есть две машины с 50-метровыми лестницами, – говорит первый заместитель начальника ГУ МЧС Карелии Александр Ерёмкин. – До какого этажа они достанут? До 14-го. А если вдруг гореть будут верхние этажи здания, людей будем высаживать на кровлю, эвакуировать.
А заставленные автомобилями дворы и тротуары? Пожарным теперь без труда не проехать к каждому второму заведению. О проблеме всем известно, но никто не знает, что с ней делать.
– У нас единственный выход – сдвигать со своего пути машины, – печально отвечает Александр Еремкин. – А потом их владельцы затаскают нас по судам. Мы же будем доказывать, что это было необходимо.
Студенческие общежития в городе постоянно "горят". Понарошку – или на плите кто-нибудь курицу спалит, или в кастрюлю воды не нальет. Тут же на этаже срабатывает пожарная тревога – казалось бы, следует срочно покинуть помещение. Однако случается это настолько часто, что студенты, проживающие на этажах, уже никак на сигнализацию не реагируют. С вахты тоже на сигнал никто не поднимается. "У нас как-то ночью с кухни дым повалил, – говорит студентка Ольга. – Так я дверь в секцию закрыла и спать легла". Часто на этажах тайком курят – опять ложный сигнал. Студенты на систему оповещения внимания не обращают и в шутку говорят: "Когда-нибудь из-за собственной лени и сгорим".