Экономика Почем энергия для народа?

Елена Литвин
№10 (720) 10.03.2010

Недавно петрозаводские предприниматели получили первые в новом году квитанции на оплату электроэнергии. Но сказать, насколько повысились тарифы и во сколько им обошлось электричество, все равно не могут. Потому как им предложили заплатить пока хоть какую-то сумму, а чуть позже доплатить оставшееся с учетом "уточнения" тарифа. Непонятно? Вот и предпринимателям непонятно.

Закрываемся!

– Пока нам известен только так называемый регулируемый тариф, который увеличился больше чем на 40 процентов. А каким будет нерегулируемый тариф – подумать страшно. И энергетикам, видимо, страшно озвучить эти цифры, иначе как объяснить то, что они нам их не называют? Сейчас нам предложили оплатить всю использованную энергию по регулируемому тарифу (по нему оплачивается только треть энергии. – Прим. ред.). А позже эту сумму "уточнят" – у нас ведь не используют слов "повысят", "увеличат" – и сделают перерасчет, – говорит Вадим Маркелов, владелец предприятия "MB Barbell".

– За двери, которые мы установили в январе и феврале, деньги мы уже взяли. Выходит, что когда станет известно, насколько "уточнили" тарифы, мне придется бежать по клиентам с просьбой доплатить рублей по пятьсот? Потому что на момент установки я, производитель, не знал, сколько на самом деле они стоят? – продолжает мысль Сергей Ковалев, руководитель "Эдвин плюс".

Общаясь с газетой накануне нового года, Вадим Маркелов прогнозировал, что после повышения цен на электроэнергию многие предприятия закроются. На вопрос, сбылись ли его прогнозы и сколько производств прекратили свое существование – он ответил:

– Если вы обратитесь в наше министерство, вам наверняка скажут, что все работает. Какой кризис? Посмотрите нашу статистику – сплошной рост и процветание!

– Узнать, кто работает, кто нет, можно только методом прозвона. По моим ощущениям, закрылось процентов 70 небольших и средних производств. Я бы очень хотел дать вам какие-то телефоны, чтобы, пообщавшись с другими предпринимателями, вы отчетливо видели, что эта проблема не только отдельных производств, но мне, правда, ничего не приходит на ум. Есть один предприниматель, я у него доски покупаю, но он сам их пилит в сарае каком-то, сам продает, и там такая голытьба, что вряд ли вам будет интересно, – говорит Ковалев.

Он и сам готов закрыть производство.

– Я же еще торгую китайскими дверями. Красота – ни тебе проверок, ни тебе штрафов, два человека в офисе посадил и торгуй – не хочу!

Претензии к рекам и облакам

Карельская энергосбытовая компания поспешила уверить, что к закрытию малых и средних предприятий отношения не имеет. И пояснила следующее. С нового года произошли существенные изменения, и отныне карельскую столицу энергией обеспечивает компания "Энергокомфорт". Так было и раньше, но с той разницей, что до 2010 года Энергокомфорт покупал энергию у Карельской энергосбытовой компании и цены для потребителей у обоих поставщиков были одинаковые. Сейчас Энергокомфорт приобретает энергию на оптовом рынке и цены устанавливает свои.

– Комментируя претензии предпринимателей, надо развести две вещи. Мы не можем продавать электроэнергию дешевле, чем мы ее покупаем на оптовом рынке у генераторов, которые утверждают, что эта стоимость экономически обоснована. Поэтому претензии – не к нам, а к государству, которое такие цены устанавливает. Решить проблему на уровне республики невозможно. А потому обвинять нас в закрытии предприятий – это все равно что обвинять облака в том, что они закрывают небо. Утверждения, будто в Прибалтике или Финляндии электричество стоит дешевле, не совсем соответствуют действительности. Поскольку в Финляндии много гидроэлектростанций, то весной, в период паводка, когда энергии вырабатывается с избытком, ее действительно реализуют по бросовым ценам. Но снижение цен имеет сезонный характер. У нас такой сезонности нет. Поэтому вопрос надо ставить иначе – не почему энергия дорогая, а почему она у Энергокомфорта стоит дороже, чем у нас, и почему у них возникли эти недоразумения с тарифами в начале года, – говорят в Карельской энергосбытовой.

По подсчетам специалистов компании, энергия, отпускаемая по свободной цене, в Энергокомфорте стоит на 10-15 копеек дороже за киловатт-час, чем в Карельской энергосбытовой. Но даже и так называемый регулируемый тариф петрозаводчанам обходится на семь копеек дороже, хотя, казалось бы, на то и регулируемый, чтобы быть одинаковым для всех.

– Со следующего года регулируемый тариф – то есть тариф, который устанавливает государство, будет действовать только в отношении населения. Для предприятий вся энергия будет отпускаться по нерегулируемым – свободным ценам, – объясняют в Энергосбытовой.

Конкуренция без права выбора

Согласно нашим законам выбирать, у кого покупать электроэнергию, потребитель не может. Зачем тогда два поставщика электричества и почему в Энергокомфорте энергия стоит дороже – разговаривать в пресс-службе компании с газетой, как и с предпринимателями, отказались.

А неразбериху с нерегулируемыми тарифами в отделе снабжения объяснили красиво. Мол, все прогнозные величины рассчитываются на основе предыдущих периодов, а поскольку таковых у компании еще не было, то и определиться, сколько будет стоить энергия, оказалось сложно. Но сейчас уже все тарифы известны, и после перерасчета в марте предпринимателям придется доплатить около семи процентов от уже выставленной им суммы.

– У финнов есть классные миниэлектро- и теплостанции, работающие на древесных отходах – опилках, щепе, остающихся в больших количествах на деревообрабатывающих производствах, и на торфе. Эти станции позволяют не только получать энергию и тепло, но еще и, по сути, утилизировать мусор. Котлы станций устроены таким образом, что в них можно сжигать даже древесину с влажностью до 70 процентов, то есть просушки и связанных с этим дополнительных расходов не требуется! В Европе таких станций уже сотни. Там население само выбирает, у какого поставщика покупать энергию. В России таких станций всего пятнадцать. В городке Онега на Белом море одна такая установка обеспечивает теплом всё население, а это около 25 тысяч человек. У нас строить подобные станции крайне затруднительно – ведь килограмм торфа не добыть просто так: на твою ямку сразу набежит чиновников. Так что создание конкурентной среды в Карелии – это пока, к огромному сожалению, утопия, – говорит Маркелов. Он давно задумывается о строительстве собственной мини-электростанции. Учитывая те астрономические суммы, что он платит за электричество, подобная станция окупится через несколько лет.

На прощание предприниматель Сергей Ковалев рассказал непридуманный анекдот. К одному его знакомому, занимающемуся камнеобработкой и производством надгробных памятников, пришли с очередной проверкой и дали очередной штраф – в частности, за то, что стены у него на производстве покрашены темно-зеленой депрессивной краской. Не жизнеутверждающе, мол. Мог бы и в розовый покрасить – бизнес-то успешный, работающий. И при нынешних раскладах очень-очень перспективный.