Политика Тьма власти

Андрей АРХИПОВ
№10 (720) 10.03.2010

В России две напасти:

Внизу власть тьмы,

А наверху – тьма власти.

(В. А. Гиляровский)

В карельских СМИ в последнее время обсуждается возможность создания в нашей республике нового министерства, которое призвано объединить под своей эгидой функции комитета по молодежной политике, комитета по спорту, и, кроме того, в его ведении должны оказаться все вопросы, связанные с туризмом.

Давайте попробуем понять, зачем нам еще одно министерство. Как вообще могла появиться на свет подобная идея и каким образом можно обосновать ее необходимость? Наверняка инициаторы создания нового министерства ссылались на то, что карельская вертикаль исполнительной власти должна быть выстроена по федеральному образцу. А на федеральном уровне Министерство спорта, туризма и молодёжной политики существует, и возглавляет его, кстати, Виталий Мутко, человек, который не сумел создать условия для успешного выступления нашей олимпийской сборной в Ванкувере.

Есть ли логика в подобном подходе? Да, наверное, есть: органы власти в субъектах Федерации должны быть унифицированы. Но нужно ли нам воссоздавать все федеральные органы власти? Давайте вспомним, что в Карелии проживают всего лишь 716 тысяч человек. Только в двенадцати населенных пунктах нашей республики живут более 10 тысяч человек. Скажем прямо, густонаселенным наш край не назовешь. Не назовешь его и экономически развитым. Уже много лет Карелия является дотационным регионом и по темпам развития заметно отстает от своих соседей.

При этом у нас существуют все атрибуты государственного управления. В этом вопросе у нас все по-взрослому. На благо Карелии трудится глава республики. В этой работе ему помогает собственная администрация, в структуру которой входят одиннадцать управлений, пять отделов, а также целый штат советников и заместителей.

Конечно же, у нас есть и свое собственное правительство, которое возглавляет свой собственный карельский премьер-министр, у которого, в свою очередь, имеются один первый заместитель и еще четыре обычных. В структуру карельского правительства входят одиннадцать министерств, семь государственных комитетов, два управления, одна государственная инспекция и еще два официальных представительства: одно в Санкт-Петербурге, а второе при президенте РФ.

Неужели этого недостаточно? Сколько еще ведомств нам необходимо? Может быть, нам не хватает чиновников для эффективного управления? Этот вопрос следует рассмотреть отдельно. За последние десять лет число чиновников в нашей стране практически удвоилось. Особенно резко выросло число региональных чиновников. Их стало больше в 2,25 раза. Разве того мало?

Видимо, мало, раз в недрах правительства обсуждается идея создания нового министерства. Но тогда почему мы ограничиваемся разговорами о появлении только лишь Министерства спорта, туризма и молодёжной политики? На федеральном уровне существует еще немало других интересных министерств, например, Министерство обороны или Министерство иностранных дел. В структуре карельского правительства этих министерств также пока не предусмотрено. Почему же об их создании никто не хлопочет? Наверное, потому, что у Карелии нет ни собственной армии, ни самостоятельной международной политики.

Но точно так же у нас нет ни своей молодежной политики, ни туризма как отрасли экономики, функционирование которой требовало бы участия республиканских властей на уровне самостоятельного министерства. В Карелии нет даже полноценного гражданского аэропорта. О каком министерстве туризма тут можно говорить? Чем оно будет заниматься, помимо распила бюджета? Помню, как одиннадцать лет назад меня поразила поездка в Норвегию. После пересечения российско-норвежской границы я должен был сесть на самолет в городе Киркенес, чтобы совершить перелет в город Буде. Каково же было мое удивление, когда я увидел городок, население которого не превышает трех тысяч человек и аэропорт которого при этом способен принимать "боинги". Представьте себе нашу родную Эссойлу, из аэропорта которой вы можете улететь, предположим, в Милан, ну или хотя бы в Пудож.

У нас нет не только аэропортов, у нас нет мотелей, туалетов, закусочных, гостиниц, туристических маршрутов и всего того, чем мы восхищаемся, приезжая, например, в Финляндию. И сдается, что причина подобного положения вещей не в отсутствии министерства. С министерствами у нас как раз все нормально. Мы уже много лет строим государство чиновников и для чиновников. У них самые высокие пенсии. Средняя зарплата чиновника вдвое превышает среднюю зарплату по стране. Так, в первом квартале 2009 года среднемесячная начисленная заработная плата муниципальных служащих составила 22,2 тысячи рублей, а региональных чиновников – 30,6 тысячи рублей. Сравните это с 15 тысячами средней зарплаты, которую получал обычный россиянин в тот же период.

Положа руку на сердце, давайте признаемся: новое министерство не построит ни одной гостиницы, не откроет ни одного аэропорта и не решит ни одного вопроса, решить который не в состоянии министерство экономического развития, отвечающее за развитие туризма сейчас.

Зачем же снова раздувать штаты? Зачем создавать новое министерство и изыскивать средства на содержание его аппарата, если практического смысла в его появлении нет ровным счетом никакого? Читая список наших министерств и ведомств, не покидает ощущение, что руководители половины из них с трудом смогут объяснить, чем они реально занимаются на протяжении своего восьмичасового рабочего дня. Может быть, не стоит манипулировать государственными ресурсами и злоупотреблять его возможностями, даже если это необходимо для ускорения карьерного роста хороших и, безусловно, достойных этого людей.