Политика Ванкувер – Сочи: успеем ли?

Надежда Меккиева
№11 (721) 17.03.2010

Неудачи российской сборной на ванкуверской Олимпиаде стоили нам немалых переживаний. Как же так? Что не сложилось? Почему наши спортсмены не смогли конкурировать с другими странами? Почему плохо подготовились? На все эти вопросы пришло время отвечать лицам, ответственным за подготовку Олимпиады. И разбор полетов продолжается. Что же происходит в карельском спорте, обсуждалось на очередном заседании "Политклуба" – совместного проекта факультета политических и социальных наук ПетрГУ и газеты "Карельская Губернiя". На дискуссию ведущий "Политклуба" известный журналист Григорий Воеводин пригласил людей, от чьей работы, в частности, зависит, станет ли Карелия кузницей олимпийских чемпионов. Итак, встречайте:

Максим Антипов, председатель Комитета по физической культуре и спорту;

Сергей Богданов, заслуженный тренер России по биатлону;

Андрей Сандальнев, директор Центра спортивной подготовки;

Василий Филин, начальник Управления по физической культуре и спорту администрации Петрозаводска.

Не уповать на советскую систему

– К сожалению, обманулись ожидания российских болельщиков на Ванкувер. Как вы считаете, то, что произошло на этой Олимпиаде, закономерность или просто так получилось? – открыл "Политклуб" ведущий Григорий Воеводин.

Как считает Максим Антипов, подобный провал был предсказуем:

– Об этом еще Виталий Мутко (министр спорта, туризма и молодежной политики России. – Прим. ред.) сказал, что вопрос подготовки спортсменов стоял очень остро. В свое время в России не совсем правильно выбраны точки роста, и материальная база устарела. Сейчас есть федеральная программа 2006-2015 года, которая, несомненно, сопутствовала развитию инфраструктуры. Но развал 90-х годов налицо, и, конечно, провал тех лет сказался на Олимпиаде в Ванкувере. Мутко обозначил виды спорта, в которых мы состоялись: бобслей, биатлон, лыжные гонки. Полной неожиданностью стал хоккей, ведь команда два раза подряд выигрывала чемпионаты мира. Но несыгранность наших игроков дала о себе знать в этой игре.

По мнению Андрея Сандальнева, сейчас не стоит возвращаться к той советской системе подготовки спортсменов, что мы растеряли в "лихие" 90-е.

– Все уповают на эту систему, которую надо возродить, но я считаю, что два раза в одну реку не входят, – отметил директор Центра спортивной подготовки. – Советская система была хороша для того времени, сейчас же спорт ушел далеко вперед.

– Чем же была хороша та система? – попросил уточнить ведущий Григорий Воеводин.

– Тогда считалось, что централизованная подготовка – вершина всего.

– То есть снимали сливки с регионов и воспитывали их в интернате… – подхватил Григорий Воеводин.

– И был тренер-деспот, который командовал, говорил, как надо бегать, что надо кушать, – продолжил Андрей Сандальнев. – Надо из того советского времени взять лучшее, в том числе чтобы спортивная медицина развивалась и была поставлена на нужды команды.

Недавно была интересная телепередача про то, как канадцы готовились к Олимпиаде. У них была семилетняя программа, причем достаточно дешевая. Мы гораздо больше денег вложили. А они дешево отделались.

– Да еще и рекорд поставили по количеству медалей, – отметил Григорий Воеводин.

– Мы бесконечно реформировали спортивные ведомства, за полтора года до Олимпиады снова, и пока опять вникли, – обозначил еще одну проблему Андрей Сандальнев. – Конечно, тут системный комплекс проблем. А вообще, так повелось, что на североамериканском континенте мы почему-то всегда неудачно выступаем. Вспомнить хотя бы Солт-Лейк-Сити.

Вкладываем в результат

Василий Филин в подтверждение слов Андрея Сандальнева назвал сумму, что была потрачена Россией на подготовку к ванкуверской Олимпиаде, – 740 миллионов рублей. Тезис об отказе от советской системы подготовки Василий Филин тоже поддерживает.

– Посмотреть хотя бы на наши дороги, ездят одни иномарки, – отметил Василий Филин. – Если мы будем "ездить" на советской системе спорта, то вряд ли достигнем больших побед. Мы оказались не готовы соревноваться и получили то, что получили, то, что должны были получить.

Как считает тренер Сергей Богданов, благодаря советской системе мы выигрывали другие Олимпиады. Но ресурс исчерпан.

– Сейчас как человек из детской спортивной школы может попасть в сборную России? Раньше они проходили сначала сборную Карелии, потом сборную Центрального совета, сборную профсоюза, потом только сборную России, – рассказал Сергей Богданов. – Поэтому был рост, поэтому сейчас не хватает сил на последнем круге. Была база, сегодня этого нет. Нет достаточного финансирования детско-юношеского спорта, вот и получаем такой результат.

По словам Максима Антипова, детские спортивные школы находятся в ведомстве Министерства образования, и в положении у них прописано, что развивают они не спорт высших достижений, а массовый спорт. И из этой массы надо выбирать "звездочек". И большую роль в этом отборе играют спортивные федерации.

– Но многие федерации игнорируют эту работу, – считает Максим Антипов. – В советское время, когда я пришел в секцию самбо, нас было 100 человек, осталось только двое, остальные не справлялись с теми требованиями, что предъявлялись спортсмену. Сейчас подход другой, в спортивные школы берут всех, а потом из них выбираются лучшие. И здесь важна роль федерации, те соревнования, на которых спортсмены обкатываются, должна брать на себя федерация. А затем мы вкладываем деньги в тех, у кого будем видеть результат. Если будем вкладываться во всех, толку не будет.

– То есть ваша позиция такова, если Вася пробежал за 4 секунды, то ему дадим денег. А Петя за 6 секунд, то пусть бегает для себя? То есть вы говорите: "Дайте результат, а мы дадим денег?" – спросил ведущий Григорий Воеводин.

– А вы считаете это неправильно? – спросил в свою очередь Максим Антипов.

– Это от бедности по большому счету…

– Не от бедности, – возразил Максим Антипов. – Есть массовость, а есть спорт высших достижений. И из этой массовки надо выбрать людей, в которых надо вкладывать деньги, всех мы не сможем профинансировать и все не состоятся.

По словам Андрея Сандальнева, "спорт – очень регламентированная отрасль, как никакая другая". И, опираясь на результат, сейчас в Карелии составлен рейтинг спортсменов, куда входят 70 человек.

Без дворцов и с "Курганом"

Много раз дискуссия упиралась в момент отсутствия денег на развитие спорта. По словам Сергея Богданова, раньше они в Госкомспорт вообще не обращались, всем обеспечивали профсоюзы. Денег нет и у петрозаводской администрации, в чьем ведомстве находятся детские спортивные школы.

– Бюджет 7 спортивных школ – 100 миллионов рублей, – сказал Василий Филин. – И большая их часть – зарплатная ведомость. – После 15 лет многие не могут показать высоких результатов, перейти на ступеньку выше, в спорт высших достижений. Вот и оказывается, что республика может подготовить те 70 человек, что сейчас у нас в рейтинге. Если спортсмен попадет в обойму, в национальную сборную, то республика станет тратить на него небольшие деньги. Вот Александр Баландин попал.

По мнению Максима Антипова, все зависит не только от финансового ресурса, но и от тренерского корпуса.

– Есть федерации, которые создали систему подготовки, есть программа, а есть те, где ничего нет. И даже при больших вливаниях в таком случае толку не будет, – отметил карельский министр спорта.

А как же быть с инфраструктурой? Ведь и тут Карелия совсем не впереди планеты всей.

– В свое время федеральная программа была создана для помощи. Но те структуры, которые в это время были, плохо с ней работали, – покритиковал предшественников Максим Антипов. – Когда я первый раз начал разговаривать с федеральным центром, чтобы и нашу территорию посмотрели, то там даже не знали, что такое Карелия. Сейчас этот вопрос сдвинулся с мертвой точки. В этом году привлечено 72 миллиона рублей.

В Петрозаводске это пока только "Курган", в Костомукше бассейн построили, в Лахденпохье в этом году спортивный объект будем сдавать. За Ледовый дворец в Петрозаводске нас много критикуют, мы недорабатывали, потому что не была согласована работа между администрацией и нами. Мы предлагали построить типовой объект, малобюджетный, нам предлагали другое.

– У нас что ни объект, то обязательно дворец, – сказал ведущий Григорий Воеводин.

– Сейчас подходы меняются, пересматриваем все проекты. В федеральном агентстве была неправильная политика по "Кургану". Сколько ни просили, но смотрели сквозь пальцы, сейчас изменилось отношение, выделили нам 100 миллионов на завершение строительства. В этом году достроим. Проектов много, но есть 131-й закон о распределении полномочий. И если район захочет построить, они должны сами начинать. Я часто езжу в командировки, и многие главы думают, что упадет манна небесная. Но федеральная программа предлагает софинансирование.

– То есть 50 на 50, – уточнил ведущий.

– Считаю неправильным и этот подход 50 на 50, – отозвался Максим Антипов. – Ведь есть дотационные регионы, как, например, наша республика, а есть регионы-доноры, которые могут себе позволить. Но сейчас подход меняется, на "Курган" мы выделяем всего 12 миллионов, центр – 100.

Плюс один

Андрей Гавриков, председатель комиссии по молодежной политике и спорту Петросовета, мастер спорта по лыжным гонкам:

– Я только могу оценивать материально-техническую базу спортивных школ в Петрозаводске. А она в плачевном состоянии. Во-первых, мизерные зарплаты тренеров-преподавателей. Ни в одной стране, которая показывает блестящие спортивные результаты, такого нет. В Норвегии, Швеции, Финляндии созданы суперусловия для подготовки спортсменов. Был свидетелем в Норвегии: команда обычного спортивного университета, урок на лыжах проводит олимпийский чемпион по лыжным гонкам! Понимаете, какой уровень! И у нас, для сравнения, "остатки" тренерского состава, которые работают практически на энтузиазме. Через два года – лондонская Олимпиада. В Карелии, например, сильная школа настольного тенниса в ДЮСШ №4, они располагаются в здании бывшего детского сада на Перевалке, уже ходят разговоры в администрации о выселении их из этого помещения. И это за два года до Олимпиады. На Дом бокса просто стыдно смотреть, ринг и мешки – старше тренеров, я не говорю о состоянии самих помещений. В залах ДЮСШ №5, где занимаются дзюдоисты, самбисты, – вообще катастрофа. Легкоатлеты ДЮСШ №3 умудряются подготовиться на призовые места на российских соревнованиях на дорожках стадиона "Юность" – при карельском лете в 2 месяца – да в манеже КГПА, состояние которого также оставляет желать лучшего. Про каток на Московской-Варкауса ДЮСШ №6 и школу коньков, которую в городе бывший мэр практически уничтожил, все и так знают.

Можно или нет подготовить олимпийца в таких условиях? И сколько?

Необходимо уже сейчас изыскивать средства хотя бы на реанимацию детских спортивных школ, которые еще удалось сохранить. Как я считаю, сложившуюся негласную систему – спортсмен, дай результат, а мы тебе потом условия и финансирование – надо менять. Сначала необходимо создать условия для спортсменов, начиная с детского спорта, и для спортсменов, которые готовы посвятить себя спорту высших достижений, а после этого ждать результатов. Если они нам, конечно, нужны!

Найдет ли страна возможности подготовиться к Олимпиаде в Сочи? И что поможет развитию спорта в Карелии?

Сергей Богданов:

– Надо достроить "Курган", чтобы он стал республиканским центром. Чтобы там была оружейка, а не мне приходилось бы возить оружие с другого места. Чтобы спортсмен имел возможность переодеться, отдохнуть, перекусить. Чтобы мы не ездили в другие регионы тренироваться, а тренировались дома.

Андрей Сандальнев:

– Меня волнует, что страна сделает вывод: в Сочи надо победить, найдут 200 исполнителей, найдут деньги, будет создана некая витрина. А внутри все останется по-прежнему. Нам всем нужно идти в одном ключе, поручили спортивные школы двум ведомствам, и вот мы с Минобразования в футбол играем, решить, кто и что должен финансировать. Мы должны проводить селекцию.

Максим Антипов:

– Нужно думать о спортивном резерве. Очень беспокоит, что нет нормативно-правовой базы, чтобы передать детские школы Госкомспорту. За 4 года нам сложно будет сделать выводы и готовиться, то, что упустили, трудно восполнить, ведь подготовка спортсмена идет не два-три года, а десятилетиями. Сейчас много вопросов к федерациям, как они проводят селекцию. Не секрет, что берут часто не первых номеров. Баландин был чемпионом страны в 2008 году, но в Пекин не попал, хотя мы решали вопрос на уровне Мутко. В Америке, например, если ты чемпионом страны становишься, то пусть за тобой хоть три олимпийских чемпиона, на Олимпиаду едешь ты. Нужно достраивать спортивные объекты. Конечно, и тренерам надо платить достойную зарплату.

Василий Филин:

– Если не будет системных преобразований, которые позволят отделить спорт высших достижений, создать достойные условия, то в Сочи будем иметь бледный вид. Надеюсь, это будет сделано, хотя 4 года не хватит, чтобы подготовить олимпийского чемпиона. Должны быть решены вопросы поддержки на уровне региона. Бюджета на 70 человек не хватит, будем пробуксовывать. Должны пробовать и попадать в национальную сборную. Если не будет федеральной поддержки, от нас в Сочи будет один человек.