Общество Свадебные голуби изменяют женам

Александр ФУКС
№11 (721) 17.03.2010

На пороге петрозаводского ЗАГСа умирал белый голубь. Точь-в-точь похожий на тех, которых счастливые молодожены радостно запускают в небо в день своего бракосочетания. Работницы ЗАГСа подобрали его, уложили в коробочку, отогрели и позвонили в фирму "Декоратор" – людям, которые за тысячу рублей предоставляют молодым возможность запустить в небо птиц мира и счастья. "Карельская Губернiя" узнала, что на самом деле происходит с голубями после того, как они выполнят свою ритуальную миссию.

– Этой зимой мы несколько раз находили у себя на пороге мертвых или умирающих голубей, – переживают сотрудницы Дворца бракосочетаний. – Были среди них и дикие, но были и домашние – из "Декоратора". Они же не приспособлены к нормальной жизни. Летать домой их, видимо, не научили. Вот они и сидят рядом с ЗАГСом, пока не умрут от холода или пока их не заклюют вороны.

По словам девушек, это уже второй случай за эту зиму, когда они выхаживают замерзающую птицу. В первый раз спасли голубиную пару. Голубку отнесли во Дворец, а голубь начал чуть ли не биться об окна – переживал, чтобы с ней ничего плохого не сделали. Пришлось его тоже внутрь запустить, чтобы не убился.

– Мы каждый раз, если видим домашнего голубя, звоним в "Декоратор", просим забрать. Обычно приезжает парень, но ему не всегда удается его поймать. А в последний раз их директор вообще сказал, что голуби – это расходный материал.

Страшное дело. Чтобы разобраться в ситуации, "Карельская Губернiя" отправилась в фирму "Декоратор" к ее директору Александру Ефремову.

– Это же была не наша птица, – объяснил Александр Павлович. – Наши все наперечет, и терять их мне нет никакого резона. Это, скорее всего, был дикий голубь, просто тоже белый. Но мы на каждый звонок откликаемся, приезжаем, чтобы таких вот конфликтов не возникало.

Ефремов рассказал, что все голуби, которых он дает на свадьбы, обучены возвращаться домой. Они делают пару кругов над ЗАГСом и через 15-20 минут после церемонии уже прилетают обратно к нему на Перевалку. Если же они не возвращаются к вечеру, на то могут быть лишь две причины. Или жених сильнее, чем нужно: сдавил голубя, повредив ему крылья, и в этом случае птице нужно время, чтобы отсидеться на крыше и прийти в себя. (К слову, научиться правильно держать трепыхающегося голубя действительно совсем не просто. – Прим. авт.) Или на птицу по дороге напал ястреб.

Оказывается, над Петрозаводском патрулирует немало ястребов и соколов. Ястреб, по словам Ефремова, "на крышах голубя бьет, к земле прижимает", а сокол прямо "на лету атакует". Один раз какой-то молодой пернатый хищник сдуру металлическую сетку на его птичьем вольере повредил. С соседней девятиэтажки спикировал. Ненормальный. Отдельную опасность для голубей представляют вороны. Но эти забивают только стаей. Одна ворона справиться со здоровым голубем не сможет. В общем, разное может случиться, голубей сорок он этим летом потерял – из-за болезней, из-за кошек или ястребов рядом с домом. Зимой – птицы три-четыре. Но тоже не свадебных. А такого, чтобы его обученные голуби замерзли у ЗАГСа, он не припомнит. В любом случае, утверждает Александр Павлович, если голубь к вечеру не вернулся, он едет к ЗАГСу и проверяет – вдруг птицу еще удастся найти.

На ефремовской голубятне около 200 птиц. Какие-то стоили полтысячи рублей, какие-то тысяч пять-семь. В общей сложности богатства тысяч на двести будет. Поэтому он боится брать к себе голубей с улицы. У птиц очень много неизлечимых болезней. От одной больной голубки можно всех потерять.

– Если я подбираю дикую птицу, я ее сначала отдельно на карантин отсаживаю, – говорит Ефремов. – Смотрю, чтобы не хрипела, чтобы сопли не текли, заглядываю в клюв, проверяю помет. И все равно редко себе оставляю. Лучше другим голубятникам отдам.

Вообще же, по словам опытного птичника Ефремова, голуби – тот еще символ мира и любви.

– Это ж убийцы, – говорит он. – Больных они чуют, всей стаей накидываются и насилуют. Драки, измены опять же. Только голубь отвернулся, на голубку уже другой напрыгнул. Бывает, конечно, что она отбивается, а бывает, что очень даже довольна. Все как у людей. Это вам не лебеди.