Общество Спортивное дело

Губерния
№11 (721) 17.03.2010

Казалось бы, сам бог велел растить в Карелии перспективных лыжников и биатлонистов. Талантливых ребят у нас хоть отбавляй, а вот условий для их тренировок нет. В последнее время правительство РК вместе с Госкомспортом пытаются исправить ситуацию. Об этом свидетельствуют два недавних "приобретения" – ратрак для формирования лыжных трасс и биатлонное стрельбище на петрозаводском Кургане. Но когда шумиха поулеглась, стало понятно: достижения сомнительные.

Дерни за веревочку

Стрельбище в Сулажгоре перестало существовать 15 лет назад. Целое поколение биатлонистов выросло, не имея возможности нормально тренироваться. И вот министр спорта Максим Антипов заявил, что скоро на Кургане появится биатлонное стрельбище, цитируем: "которое будет соответствовать международным стандартам, что позволит проводить соревнования и тренировочные сезоны спортсменов общероссийского уровня".

По неофициальной информации, на строительство стрельбища потратили 120 миллионов рублей (в Госкомспорте РК отказываются оглашать или комментировать сумму). Но, как оказалось, ни под какие международные стандарты оно не подпадает. Журналисты "Карельской Губернiи", вооружившись конституцией Международного союза биатлонистов (IBU), где содержится перечень требований к биатлонным стрельбищам международного класса, отправились на Курган.

Первое, что бросилось в глаза, – количество мишеней. Их 28. А в конституции ясно сказано: "стрельбище должно иметь не менее 30 стрелковых коридоров и мишеней". Во-вторых, стрельбище наше хоть и новое, но установки для мишеней на нем старые, еще сулажгорские. После того как спортсмены отстрелялись, судья должен дергать за специальную веревочку, чтобы "выбитые" мишени вернулись в исходное состояние. На международных соревнованиях мишени должны иметь для перезарядки "дистанционное управление (без тросов)".

Предписано: ширина стрелковых коридоров (где ложатся или встают спортсмены во время стрельбы) должна быть не менее 2,7 метра и не более 3 метров. В идеале – 2, 75 метра. Когда мы начали измерять коридоры рулеткой, рядовые сотрудники Кургана, с интересом наблюдавшие за происходившим, усмехнулись:

– Можете не измерять. Тут ровно 2 метра 40 сантиметров. На наших же глазах все строили, мы сами сюда доски таскали.

И действительно, рулетка показала именно 2,4 метра. То есть на 30 сантиметров меньше, чем допустимо. Две дополнительные мишени, нужные для массовых стартов, в которых соревнуются сразу 30 человек, уже не впихнуть. Иначе биатлонисты будут сталкиваться на рубеже.

Еще одна проблема – укороченный заасфальтированный штрафной круг, длина которого вместо 150 метров составляет всего 130.

– Понятное дело, спортсмены рады. Слава богу, хоть что-то построили, – говорит Надежда Мирощенко, тренер, мастер спорта по лыжным гонкам, – но ведь так быть не должно! Уж если вы вкладываете деньги, надо строить объекты, отвечающие современным требованиям. Я сама в свое время занималась биатлоном, поэтому прекрасно понимаю: на нашем стрельбище серьезных соревнований проводить не разрешат. Тренировки и состязания местного уровня – это да. Но как только мы начнем посылать запросы на проведения соревнований всероссийского масштаба, у нас попросят параметры биатлонного стрельбища. Приедет "техделегат", и наше стрельбище проверку не пройдет. В биатлоне спортсмены используют оружие, поэтому технику безопасности никто нарушать не станет. У нас здесь даже оружейной комнаты нет. Только обещают. До абсурда доходит: многие биатлонисты вынуждены сами себе патроны покупать. Одна коробка стоит 300 рублей, а в ней 50 патронов…

Широкие плечи

Летом прошлого года, когда строительство было в самом разгаре, в Петрозаводск приезжал зампредседателя Ассоциации биатлонистов России Вадим Мелихов. Как вспоминают присутствовавшие, Мелихов махнул рукой: мол, делайте тут, что хотите, только мы вам никаких крупных соревнований не дадим.

Когда "Карельская Губернiя" дозвонилась до Вадима Ивановича, он был сдержан в высказываниях.

– Зачем сразу говорить, что стрельбище совсем не соответствует международным стандартам? – удивился Мелихов. – Когда я у вас был, то высказал пожелания. Кое-что, кажется, уже исправили. Вам надо кричать "ура", благодарить правительство за то, что стрельбище реанимировали и вы можете теперь выращивать Драчевых и Сашуриных. Бывают объекты для соревнований, а бывают объекты для проведения тренировочных работ. И ничего страшного в этом нет.

– Спортсмены недовольны тем, что ширина огневых рубежей составляет всего 2,4 метра…

– У них плечи разве широкие, что они туда не помещаются? От Карелии в крупных соревнованиях никто из спортсменов не участвует. Какая вообще необходимость в том, чтобы стрельбище соответствовало международным требованиям? А вопросы с соревнованиями российского уровня мы сами в Союзе биатлонистов будем решать. Чемпионат России – это, конечно, красиво звучит. Но он начинается 1 или 3 апреля. У вас в это время уже снега нет нормального.

– Раз руководитель нашего комитета сказал, что стрельбище соответствует международным стандартам, значит, соответствует, – заверил начальник отдела по развитию физической культуры и инфраструктуры спорта Сергей Малашов. – Российским стандартам оно точно соответствует, потому что трассы у нас сертифицированы. Мы можем рассчитывать на соревнования российского масштаба, но проблема глубже. Сам лыжный центр "Курган" еще не готов к приему спортсменов. У нас даже гостиницы для их размещения нет. Так что к нам пока никто не поедет.

Даже в провинциальных финских городках биатлонные стрельбища лучше, чем в столице Карелии. В Контиолахти, что рядом с Йоэнсуу, недавно прошел этап Кубка мира по биатлону. Огневых рубежей там больше 30-ти, и все широкие. Наше же стрельбище соревнований подобного уровня никогда не увидит.

Дорогая игрушка

"С помощью такой машины можно подготовить действительно качественную трассу", – написано на сайте Госкомспорта Карелии про снегоукладочную машину ратрак, купленную республикой за 3 миллиона рублей. Машина появилась в Петрозаводске 1 февраля и должна была облегчить жизнь лыжникам, тренирующимся на территории Кургана. Однако уже через несколько дней после появления чудо-агрегата в Петрозаводске пошли пересуды о "качестве" его работы.

– Все системы отрегулированы, – говорит начальник отдела по развитию физической культуры и инфраструктуры спорта Сергей Малашов. – Ратрак уже опробован на Кургане и на трассе Фонтаны. Мы считаем, что приобретение ратрака – это шаг вперед, потому что современные требования при проведении соревнований регионального, российского и международного уровней диктуют определенный уровень подготовки лыжни.

– Говорят, лыжня, которую пролагает ратрак, некачественная…

– Откуда такие слухи? Вы даже понятия не имеете, что такое подготовка лыжни и что за техника такая.

Чиновник заверил – слухи о некачественной работе машины абсолютно беспочвенны, и отправил на Курган: мол, съездите, поговорите с людьми, вопросов не останется. Но их стало только больше!

– Лучше не иметь никакой машины, чем такую, – говорит Виталий Чернышев, чемпион Европы и мира по биатлону среди юниоров 2000 года. Он видел в деле немало ратраков. – Я каждый день тренируюсь на Кургане, так мы его на трассе ни разу не видели. Он не функциональный. У него сзади нет плиты, которая бы утрамбовывала снег и делала лыжню гладкой и жесткой. Этот ратрак работает, как гладилка.

– Должна быть плита, а так мы и буранами эту лыжню сделать можем. По бензину на буранах даже дешевле получится, – говорит тренер Анатолий Цветков. – Купили игрушку, которая просто катается…

Цена вопроса

Петрозаводский ратрак изготовлен в 1987 году. Но солидный возраст – не помеха, уверены чиновники.

– За границей он прошел капитальный ремонт и техническое обслуживание, – говорит Сергей Малашов. – Новый стоил бы более 10 миллионов рублей. Решение было принято исходя из финансирования.

– Вам не показалось, что вы переплатили?

– Нет, не показалось.

– В Интернете удалось отыскать рекламу фирм, предлагающих ратраки на 10, а то 20 лет моложе петрозаводского за меньшие деньги.

– Даже комментировать это не буду. В Интернете много чего написано.

Вопрос о соотношении цены и качества возмутил и Евгения Ципорина, представителя группы компаний "Горимпекс". Он руководит продажами снегоуплотнительной техники Prinoth (в Карелию прибыл ратрак именно этой фирмы. – Прим. ред.):

– Оценка дана на аукционе. Эта машина действительно столько стоит. Комплектация проверена на заводе, протестирована.

– А если не устраивает качество лыжни?

– Научитесь работать на машине, и все будет нормально.

Привлекательность предложений конкурентов Ципорин объясняет просто:

– Лапшу вешают на уши, чтобы таможенные органы обмануть. Или указаны старые цены.

Мы сделали несколько звонков. Продавцы уверенно отвечали, что у них все по-честному и они готовы хоть завтра продать ратраки именно тех лет выпуска и по той цене, которые приведены в рекламе.

Два дурака

Хотелось услышать мнение независимого эксперта. И мы нашли такого. Владимир Марин, гендиректор московской фирмы "Ратрак Сервис", специализирующейся на поставке оборудования для горнолыжных комплексов, узнав фирму, модель, год выпуска карельского ратрака и посмотрев снимки, заявил:

– Я бы не купил эту машину и за 5 тысяч евро. Точнее, я бы вообще ее не покупал.

– Почему?

– Проблема с запчастями. Марка Prinoth вообще такая. Мы же, когда продаем машину, не просто железки передаем. Мы понимаем, что потом будут звонки от клиентов. И мы не сможем на них среагировать. У нас в Италии проблемы даже с машинами, которым меньше 5 лет. Нет запчастей в наличии. Вы хотите понять мотивацию людей, которые приняли у вас в Карелии решение о покупке этой машины? Видимо, нужно было освоить деньги, вот и купили.

– То есть за 3 миллиона, которые были заплачены, мы могли бы купить ратрак на порядок лучше?

– Не на порядок, а на пять. Рынок – это два дурака: один – продает, другой – покупает. В любую компанию позвоните. Зачем покупать морально устаревшее оборудование?

О чем думали карельские чиновники, остается только догадываться. К слову, курганский ратрак – не единственный в Петрозаводске. В городе есть еще один – у спортивного центра "Горка". Нареканий на его работу, насколько нам известно, нет. Мы позвонили директору. Машина оказалась другой фирмы. Центр приобрел ее три года назад меньше чем за миллион рублей.

Во время разговора с журналистами "Карельской Губернiи" начальник отдела по развитию физической культуры и инфраструктуры спорта Сергей Малашов несколько раз просил не критиковать в газете ратрак или биатлонное стрельбище.

– Сделайте хоть одну позитивную публикацию! – предложил чиновник. – Ну не все так плохо. Курган сегодня улучшается на глазах. Развивается.

Начинания и в самом деле благие. И спортсмены об этом говорят, и даже по-своему признательны. Но нужно не просто что-то делать, нужно делать хорошо. В Карелии же пока действует принцип "Хотели как лучше, а получилось как всегда".