Политика Если кто-то кое-где у нас порой

Лариса ЖДАНОВА
№12 (722) 24.03.2010

Реформа милиции, как и принято в стране, проводится в "позе сверху"…

Все свои школьные годы я мечтала быть милиционером. Точнее – следователем уголовного розыска. Но потом мама выписала журналы "Советская милиция" и "Советская юстиция", от них повеяло ужасной скукой, и я передумала. А ведь была бы сокурсницей нынешнего президента страны… (Эта тема так и хочет увести нас в дебри фантазий, но не сегодня.)

Теперь вот Дмитрий Медведев затеял реформу МВД. Может, когда он поступал на юрфак ЛГУ, то хотел быть таким же честным и отважным милиционером, какими их показывали в кино? А теперь надеется вернуть синим мундирам тот забытый имидж? Ведь знаменитый "дядя Степа" миллион раз в гробу перевернулся, видя нынешнее состояние милиции и то, что творят порой люди в погонах. А может, все проще: криминогенная угроза становится сильнее и опаснее? Да и выборы на носу, а народ, как назло, начал выходить на пикеты и митинги…

Конечно, все мы на стороне президента. Вот только реальны ли его желания? Можно ли изменить систему милиции, не поменяв всю систему общества?

Нельзя не поддержать предложение Дмитрия Медведева о более серьезной ответственности сотрудников милиции перед законом. Это негласное правило действовало в СССР, действует и во всех цивилизованных странах. Но как его будут применять? В отсутствие гражданского общества, свободной прессы, открытости власти, независимого де-факто суда и прокуратуры – кто первым примет этот удар? Рискну предположить: рядовые сотрудники. Аксиома: чем больше власти, тем выше ответственность – в России не действует. Сотрудник ГИБДД за взятку на дороге ответит, его начальник за незаконное закрытие дела – нет. Разве кто-то в этом сомневается?

И почему только преступления милиционеров будут оценивать строже? Есть еще почти десяток структур: тот же суд, прокуратура, ФСБ и многие другие, с которых спрос должен быть не меньше. Я уже не говорю о власти. Если мы хотим остановить мздоимство в ГИБДД, мы должны остановить это зло повсеместно, начиная с чиновников и политиков. Только так, а не иначе.

Еще лет 10 назад тогдашний прокурор Петрозаводска сетовал в интервью, что наши законы не позволяют ловить взяточников с помощью провокации, как это делается в других странах. Ничего не изменилось. Уже лет 20 говорят о необходимости контроля за доходами и расходами чиновников, последние даже год от года какие-то бумажки заполняют. И что? Разве хоть раз прокуратура публично спросила у министра или депутата: на какие средства построен домишко, куплена машина? Впрочем, есть подозрение, что и непублично не интересуется… Таких примеров можно привести десятки. Антикоррупционное законодательство в России слабее слабого. А чем милиция хуже остальных? Всем можно воровать, а ей нельзя?

Светлая мысль пришла кому-то в голову: создать в МВД подразделения морально-психологического обеспечения. Чтобы наши милиционеры стали нетерпимы к коррупции и набрались патриотизма. Повезло же людям, которые будут там работать! Им придется выяснить для себя, что такое патриотизм. Желание поменять власть, при которой столь несправедливо распределяются богатства страны и расцветает беззаконие? Или патриотизм – уважение к такой власти? И как объяснить последнее сотруднику ГИБДД, которому только что нахамил и уехал без протокола пьяный депутат на машине стоимостью в десять лет работы любого мента?

Убеждена: если мы хотим, чтобы в стране главенствовал Закон, нужно реформировать всю систему отношений в обществе, сверху донизу. Косметическими мерами в МВД проблему не решить. Вот Общественная палата предлагает создать муниципальную милицию, правозащитники вторят: которая не будет подчинена центру. Причем руководство ее должно избираться населением. Иными словами, хотят ввести систему шерифов. Но кто же на такое пойдет? Как тогда решать политические задачи разгона митингов? Как контролировать регионы? Я уже умалчиваю про отсутствие реальных выборов в стране. Понятно, что любой губернатор подключит весь свой ресурс, кинет любые деньги, чтобы "местный" главный милиционер подчинялся только ему, но никак не обществу, которое его избирает. И будут наши российские шерифы "прикрывать" нарушающих Правила дорожного движения депутатов, пьющих на трибунах чиновников, отлынивающих от армии сынков… Будут стоять на стороне сильного, а не на защите слабого.

Пока все идет, как в любимой моей (и, возможно, несостоявшегося моего сокурсника) в детстве песне: "Если кто-то кое-где у нас порой…" Идет какая-то возня вокруг МВД, а какие перемены привнесет она в жизни простых милиционеров (работа у которых, поверьте, не сахар) и нас, граждан, – неясно.

У меня нет оптимизма по поводу этой реформы. Потому что проводится она "сверху". Политики пытаются что-то навязать МВД, МВД вяло придумывает какие-то концепции и стратегии. Каковы истинные желания политиков и милицейских генералов? Мы можем об этом только догадываться. В этой шумихе никто не заметил отсутствие главного участника любой реформы: нас, населения страны. Народ безмолвствует. Разве что милицейский форум – но кто ж к нему прислушается? Массовых мощных инициатив снизу, которые власть обязана была бы услышать, не может быть при нынешней системе по определению. Увы! – реформы, навязываемые "сверху", недееспособны, люди на них не откликаются, сопротивляются, и получается "как всегда". И, похоже, еще не скоро начнут мечтать новые поколения мальчиков и девочек о работе следователя уголовного розыска, честного и отважного…