Политика Моя милиция меня?..

Надежда Меккиева
№12 (722) 24.03.2010

Российскую милицию реформируют. Чего ждать от этой реформы простым гражданам? Останется ли человек в погонах страшилкой лишь для детей, а для взрослых будет надежной защитой? Придет ли то время, когда только глаголом "бережет" будет заканчиваться фраза "Моя милиция меня…". Это и многое другое обсудили участники нашего "Политклуба", совместного проекта факультета политических и социальных наук ПетрГу и газеты "Карельская Губернiя". Высказаться, поспорить друг с другом, а также с ведущим "Политклуба", известным журналистом Григорием Воеводиным, пришли:

Сергей Киселев, заместитель министра МВД Карелии;

Александр Переплеснин, председатель Законодательного собрания РК;

Александр Барсуков, депутат Законодательного собрания РК, член комитета по законности и правопорядку.

И никакой цензуры! Эта "гостья" в нашем "Политклубе" – незваная.

Коррупция не зависит от цвета погон

По словам Сергея Киселева, реформа МВД началась вовсе не в феврале.

– Необходимость в реформе назрела давно, и все началось еще в 90-е годы, – отметил Сергей Киселев. – Были тогда эксперименты с созданием муниципальной милиции, шли к идее создать по американскому образцу некий федеральный орган и отдельно муниципальную полицию. Но сейчас от этой идеи отошли, началась подготовка к созданию единых органов внутренних дел. И в основе здесь принцип экономический – финансирование из единого бюджета. С 1 января 2012 года переходим на единое финансирование. И я считаю, что это краеугольный камень реформирования.

– То есть это подразумевает, что милиция становится менее зависимой от региональных и местных властей? – уточнил ведущий Григорий Воеводин.

– Да, на это идея направлена.

Как справедливо отметил Григорий Воеводин, еще один постулат предстоящей реформы – освобождение милиции от несвойственных ей функций. Как пояснил Сергей Киселев, речь идет о выходе из состава правоохранительных органов медвытрезвителей (в Карелии такой только один, в Сегеже), передача техосмотра автомобилей частным фирмам, также предполагается, что не будет касаться милиция вопросов депортации нелегальных мигрантов.

– Абсолютно правильно, что милицию надо освободить от несвойственных ей функций, – считает Александр Переплеснин. – Я специально посмотрел, получается, что сейчас около 120 законов наделяют милицию теми или иными полномочиями, вплоть до того, что милиция должна разыскивать пропавших кошек и собак. Я говорю это не в связи с тем, что не люблю кошек и собак, а чтобы показать абсурдность требований, которые предъявляют к сотрудникам милиции. Также надо, чтобы деятельность работника милиции регулировалась одним законом. Чтобы не надо было каждый раз сержанту вспоминать, каким законом то или иное предусмотрено. В законе о милиции должно быть сразу все, и прежде всего охрана общественного порядка.

Существование некоего единого документа, регламентирующего работу милиции, по мнению Александра Переплеснина, значительно облегчит жизнь и простым гражданам, которым будет проще прочитать всего один закон.

Много спорят сейчас, стоит ли выводить из структуры МВД госавтоинспекцию. Как считает Александр Барсуков, этого делать не стоит, а лучше обратить внимание на подготовку сотрудников ГИБДД и контроль за их работой.

Сергей Киселев не согласился с мыслью ведущего, что будет легче милиции, если выведут ГИБДД, так как она избавится от значительного процента коррупции, с которой стойко ассоциируются дорожные инспекторы.

– Не будет нам легче, – сказал Сергей Киселев. – Ведь это полноценные сотрудники милиции, мобильные, подготовленные, вооруженные, помимо контроля за Правилами дорожного движения, они выполняют и милицейские функции: пресечение преступлений, охрана общественного порядка. Да и какая взаимосвязь между уровнем коррупции и цветом погон, ну перейдут в другое ведомство…

– Принципиального значения не имеет, будет ГИБДД в составе или нет, главное, чтобы она выполняла хорошо свои функции, – заключил Александр Переплеснин.

Понимал, что теряет

– На ваш взгляд, насколько вся затеянная реформа серьезна? Есть ли уверенность, что это именно реформа, а не очередная перетасовка колоды? – спросил участников дискуссии Григорий Воеводин.

Для того чтобы реформа стала именно реформой, по мнению отвечающих, надо предпринять ряд конкретных мер.

– Президент говорил о значительном сокращении милиции на 20 %, это необходимо не только потому, что много лишних людей, – сказал Александр Переплеснин. – А потому, что много лишних функций и много бумажной работы, люди, вместо того чтобы заниматься делом, пишут.

Еще один важный момент, по словам Александра Переплеснина, повышение зарплаты сотрудникам милиции, дабы шли и задерживались в профессии люди с высоким уровнем подготовленности.

– Повышать зарплату надо не на проценты, а в разы, – уверен спикер карельского парламента. – Чтобы люди понимали, что они государству небезразличны, что у них есть хорошая зарплата, соцпакет и что терять это за какую-то взятку смысла нет.

По информации Александра Переплеснина, уже в 2000 году в Карелии было выпущено в 4 раза больше юристов, чем того требуется республике. Но выпускники в милицию не торопятся, считая ее не самым престижным местом работы.

О повышении благосостояния сотрудника милиции высказался и Александр Барсуков, который, по его признанию, знает о сложностях работы не понаслышке, так как сам большую часть жизни отдал службе в КГБ.

– Содержание милиционера сейчас – практически на том же уровне, что и когда-то, – заметил Александр Барсуков. – Опер, который не покладая рук работает день и ночь, получает 12-15 тысяч, это несопоставимо с тем объемом, что он выполняет, и той ответственностью, что на нем лежит.

Как рассказал Александр Барсуков, Законодательное собрание РК отправило в Совет Федерации свои предложения по реформе, и один из пунктов – повышение зарплаты сотрудникам милиции в 3 раза.

– Реформа назрела, все это понимают, если сделать то, что было в заявлениях президента, то, уверен, реформа пойдет, – отметил Александр Барсуков.

Пока же в обществе довольно неоднозначно оценивают предстоящие реформы. Согласно результатам социсследований, что озвучил Григорий Воеводин, 28% граждан России считают заявленные преобразования не чем иным, как имитацией реформы для разрядки общественного недовольства. Еще 27% видят признаки оздоровления, однако не затрагивающие глубоко основ работы милиции. Хотя 26% граждан все-таки склонны считать, что началась радикальная реформа МВД.

О соседях и ожиданиях

Не надо проводить соцопросов, чтобы знать, что на сегодняшний день отношение общества к милиции не самое хорошее. И для этого есть все основания. О несовершенстве и серьезных недостатках системы говорят сами стражи порядка. Вспомнить хотя бы обращения к президенту майора Дымовского, который в своих Интернет-роликах раскрыл нелицеприятную информацию о работе своих начальников.

– Что меня удивило в этой истории, так это то, что весь Интернет пестрит комментариями о причинах, которые побудили Дымовского пойти на этот шаг, но в сути обращения никто не сомневается, никто не говорит, что он врет, все принимается на веру, – поделился мыслями ведущий Григорий Воеводин.

Все участники "Политклуба" в один голос признали, что уровень доверия граждан – важнейшая оценка работы милиции.

– Мы надеемся, что грядущие изменения повлияют на нашу работу и в конечном итоге повлияют на отношение к нам населения, – сказал Сергей Киселев.

Между тем, по словам Сергея Киселева, не может все население хорошо относиться к милиции. Ведь за год в Карелии регистрируется почти 100 тысяч только административных правонарушений. Кроме того, иногда ожидания граждан от милиции необоснованно высокие. Так, очень часто жители Карелии жалуются в милицию на соседей.

– Часто ко мне на прием приходят, и основная тема – соседи мне мешают жить, смотрят плохо, грубят, – рассказал Сергей Киселев. – Я спрашиваю: вы хотите, чтобы я их выселил? Да, отвечают мне, хорошо бы, чтобы их не стало. Но нет сейчас в нашем обществе гражданских институтов, которые бы помогли разрешить этот конфликт. Очень часто нет и состава административного правонарушения, а ожидания от милиции большие.

– Доверие к милиции в настоящее время самое низкое, чем когда-либо, это факт бесспорный, – признал в свою очередь Александр Переплеснин. – Речь идет не просто о реформе, а о радикальной реформе, иначе доверия будет еще меньше, а милиции будет еще сложнее работать. Ведь если не доверяют, значит, не помогают, а без помощи людей сложно предупреждать преступления и сохранять общественный порядок. Людям все равно, как будет называться ведомство: полиция или милиция. Для них главное – знать, что люди в погонах порядочные, честные и добросовестные и что надо, завидев милиционера, идти не в противоположную сторону, как бы чего не вышло, а знать, что он тебя защитит.

Чего же ждать простому гражданину от реформы МВД? С ответом на этот вопрос участники "Политклуба" решили повременить. По словам Александра Барсукова, обсуждать имеет смысл, когда преобразования вступят в действие.

– Как минимум, если состояние общественного порядка и отношение к сотрудникам милиции будет таким, как 20 лет назад, – сказал Александр Переплеснин.

Как отметил под занавес завкафедрой политологии Александр Ильин, люди ожидают от реформы повышения уровня своей безопасности. И еще важно, что оценивают прежде всего не МВД, а государство. И от того, каким будет МВД, этот "первый эшелон защиты людей", зависит и наше представление о госсистеме в целом.

Плюс один

Василий Попов, директор Олонецкого молочного комбината, в годы перестройки несколько лет работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями МВД Карелии:

– Давайте будем реалистами. Мы все знаем, в какой стране живем. В стране с неприкасаемым чиновничеством. С олигархами, которые получают огромные куски государственной собственности практически бесплатно. В стране с несменяемым руководством. В стране, где отсутствуют демократические институты.

И мы хотим в этом больном обществе создать отдельно стоящее здоровое МВД? Да еще решить более важную задачу: победить коррупцию? При этом, не трогая ее корней, не уничтожая причин, порождающих взяточничество и казнокрадство? Это невозможно. Утопия. Чтобы решить задачу реформирования МВД, нужны глобальные перемены во всей российской системе.

Понятно, что проблема милиции – это не проблема отдельно взятых милиционеров. Смешно надеяться: вот всех поменяют, придут новые кадры и начнут работать по-другому. В МВД и сегодня немало хороших людей. Но любая организация действует в рамках поставленных задач. И если сегодня существует "палочная" система, если за раскрываемость начальство получает премии и "звездочки", то будут и липовая статистика, и сокрытие преступлений. Если наряду ГИБДД выгодно стоять в неопасном месте, где водители часто нарушают скоростной режим, – то наряд будет стоять именно там. А в опасном месте в это время никого не будет.

Конечно, так дальше жить нельзя. Нужны перемены. В противном случае мы загоним болезнь еще глубже. Но перемены нужны в стране, а не в отдельно взятом министерстве. Иначе нынешняя реформа МВД – все равно что мертвому припарки…

Резюме

Александр Переплеснин:

– Надо уходить от "палочной системы". Конечно, без цифр не обойтись. Но речь идет о числе зарегистрированных преступлений. Не должно быть сокрытых преступлений, как правильно отметил президент, миллион туда, миллион сюда, а за этим стоят судьбы людей, которым не помогли. Затрагиваются интересы людей, поэтому пусть дело "глухарь", но надо принять и стараться помочь. Важно прокуратуре усилить надзор за работой милиции, этот контроль необходим, он дисциплинирует.

Во главу угла надо ставить интересы людей, для них и чиновники работают, и милиция, и ФСБ. Надо переломить психологию "я служу своему начальнику". Пистолет дали, чтобы я защищал не себя, а чтобы мог помогать и защищать людей. И чем больше самоотверженных действий, тем быстрее восстановят утраченный авторитет.

Уровень доверия граждан – очень важный критерий. Будет доверие – и люди будут спокойны, будут действительно знать, что "моя милиция меня бережет".

Александр Барсуков:

– Было предложение, пока оно под сукном, создать при президенте антикоррупционный орган. Многие думают: нужен ли еще один такой орган? Но если хотим провести реформу, то такой орган должен быть при президенте, осуществлять контроль, независимый контроль, чтобы реформа двигалась быстрее.

Коррупция – вот где все наши беды. Что будет, если мы будем реформировать одну милицию, а вокруг коррупция будет процветать? Коррумпированность от рядового до генералитета, у чиновников от высшего звена до малого. Реформы по борьбе с коррупцией взаимосвязаны с реформой МВД. Любая реформа не может пройти за одну минуту. Нужно время. Нужны критерии, формы, механизмы воплощения реформы, но пока их нет. Самое главное – повышение доверия граждан.

Сергей Киселев:

– От процента раскрываемости нам все равно не уйти. Но одним из показателей должен стать остаток нераскрытых преступлений в абсолютных цифрах. Уйти вообще от цифр невозможно, ни одного юриста нельзя оценить, не используя цифр, например число выигранных исков. Весь вопрос в схеме, а она простая, но должна быть подкреплена системой контроля, обеспечения абсолютной законности при приеме обращений граждан. Потом проверка обоснованности отказа возбуждать уголовное дело со стороны прокуратуры. Чтобы ни один гражданин не сказал, что мне необоснованно отказали. Не уйти нам от показателей выявления и раскрываемости, потому что без них не оценить нагрузку, не перераспределить штаты. В основе качественных показателей все равно количественные.