Политика Город-то построим. А где чудо брать будем?

Лариса ЖДАНОВА
№13 (723) 31.03.2010

Я всегда считала, что умные мужчины – самые сексапильные. Не знаю, как кого, а меня интеллект возбуждает. Одно плохо: в России если умный, то почти всегда бедный.

И вот Дмитрий Медведев решил моей беде помочь. Создать Кремниевую долину. Как в Америке. Чтобы умные мужчины могли еще и зарабатывать хорошо. Говорят, стране тоже будет какая-то польза.

Ох, убейте, но сомневаюсь я в успехе предприятия.

Что такое американская Кремниевая (в неправильном переводе – Силиконовая) долина? Место, где умных мальчиков натаскивают в вузах, чтобы они двигали фундаментальную науку. На базе этих знаний придумываются разные инновации для частных корпораций. "Частники" базируются там же: Apple, Xerox, Intel, Adobe Systems, eBay и сотни других. То есть умная мысль продается, отправляется в производство, воплощается в продукте и приносит прибыль.

Почему бы нам не повторить? Да потому, что повторить нужно все. Убери из этой пирамиды один кирпич – все здание порушится…

В Америке у студентов фантастическая мотивация. Там человек с хорошим образованием всегда найдет себе работу, причем за приличные деньги. А у нас? Кто пойдет в ученые? Сидеть до 30 лет на копеечную аспирантскую стипендию? Чтобы потом зарабатывать в десять и в сто раз меньше любого "ларечника" из профтехучилища?

"Их" преподаватели общаются со студентами круглосуточно, продолжая научные дискуссии за барбекю возле своих симпатичных, а порой и роскошных домов. Наши преподы вынуждены вечерами "халтурить" репетиторством. Зарплата в вузе России – дай бог 15-20 тысяч рублей, в Америке средняя ежемесячная – под 7 тысяч долларов. При тех же ценах на продукты, одежду и прочие товары. О разнице в технической оснащенности вузов и говорить нечего. Согласитесь, разная мотивация на круглосуточную качественную работу.

Еще планируется пригласить в наш Инноград ученых из-за бугра. Но что заставит их вернуться на родину? Деньги? Средний заработок в Силиконовой долине США – 145 тысяч долларов в год. Но даже если мы "перебьем" эти цифры, сможем ли предложить ученым то качество жизни, которое у них есть в Америке? Обеспечить в отдельно взятом городе Сколково чистоту и порядок на улицах? Населить его предельно воспитанными, улыбчивыми, ни при каких обстоятельствах не хамящими соотечественниками? Предоставить качественные услуги и высокопрофессиональное медицинское обслуживание? Давайте уже расслабимся. Нам не грозит опыт Тайваня, где 4000 вернувшихся из Америки профессионалов создали свой "Кремниевый остров".

А как мы преодолеем российскую систему управления? Ведь у нас ценится не умение делать дело, а умение гладить по шерстке начальника. То есть лаборатории и научные группы возглавят не самые талантливые, а самые покладистые? Я уже не говорю о том, что гениальность, как известно, предполагает полную свободу мысли. А если в стране не приветствуются свобода слова, свобода гражданских инициатив, свобода от хама, свобода от нищеты – то откуда же взяться свободной мысли?

Ну ладно, народ собрали. Как-то наладили связь с фундаментальной наукой (видимо, методом силового давления). И – ура! – что-то изобрели. Но вот тут появляется камень преткновения, который рушит всю конструкцию. Куда девать изобретение? В лучшем случае нанотехнологию купят забугорники, в худшем – государство. Даю сто к одному: ответственный чиновник от государства купит за "откат" изобретение велосипеда, чтобы закинуть в долгий ящик. Бизнес будет объезжать Инноград за версту.

И дело не в прерванной связи "наука – производство". Во-первых, бизнес боится вкладывать в производство из-за тотального контроля госорганов над этим процессом. На взятки и разрешения нужно столько денег отдать, что век прибыли не видать! А потом – глядь – пришли рейдеры и отобрали твое дело. Во-вторых, в России нет рынка. В тех же Штатах бизнес знает: если ты вкалываешь и у тебя получится результат, то люди смогут купить твой товар. Население обеспечено. Средний класс очень прилично зарабатывает, и это массовый класс по всей стране, а не полтора московских адвоката и три телезвезды.

Правда, в России что-то может купить государство, например супер-нанотехнологичное медицинское оборудование (это направление есть в списке приоритетных). Но сколько нужно будет "занести" для этого в министерство здравоохранения? Или я опять оболгала родную страну?

Идеологи Иннограда сетуют на отсутствие спроса на инновации у бизнеса! Но ведь ясно: пока мы не победим коррупцию и тоталитарное управление государством всем и вся, бизнес продолжит торговать помидорами и китайскими чайниками…

Лет шесть назад в стране уже пытались создать аж 10 технопарков. Деньги потрачены немалые. И где результаты? В этом году в Сколково планируется вложить 4 миллиарда рублей. Забавная новость: наш инновационный центр возглавит Виктор Вексельберг. Тот самый, который прославился покупкой яиц Фаберже и чье личное состояние (заработанное на дорогом российском бензине) "Форбс" оценивает в 6,4 миллиарда долларов. Деньги ему на благое дело, повторим, даст государство. И тут опять встает вопрос мотивации. Если человек вкладывает свои средства, он в лепешку разобьется, чтобы дело пошло. А вот когда риски не свои, а чужие…

Когда-то индийский парень Нарьяна Мурти создал всемирно известную Infosys с 250 долларами в кармане. Власти Индии просто дали льготы всем софтверным компаниям, не "кошмарили" бизнес, а помогли всем без исключения и без всяких "откатов". Выжили самые талантливые и предприимчивые. Так возникло очередное экономическое чудо в Азии…