Политика Катанандову светит четвертый срок?

Надежда Меккиева
№13 (723) 31.03.2010

Новость о том, что кемеровский губернатор Аман Тулеев оставлен президентом на четвертый срок, может означать, что, возможно, и другим главам-долгожителям рановато собираться на покой. Четвертый срок забрезжил и перед карельским губернатором Сергеем Катанандовым, полномочия которого истекают в марте 2011 года.

В рейтинге политической выживаемости руководитель Карелии в последнее время в числе "двоечников", лишь недавно переместившись в "троечники". Но слухи о "скорой" отставке Сергея Леонидовича ходят так давно, что им уже не верят. Каковы шансы Катанандова остаться у руля республики? Пойдет ли продление полномочий на благо Карелии? Это и многое другое обсуждалось на очередном заседании "Политклуба", совместного проекта факультета политических и социальных наук ПетрГУ и газеты "Карельская Губернiя". Высказаться и поспорить пришли:

Анатолий Цыганков, политолог;

Дмитрий Дюгай, заместитель руководителя администрации главы республики;

Александр Степанов, депутат Законодательного собрания РК, секретарь по идеологии рескома компартии Карелии;

Григорий Фандеев, депутат Законодательного собрания РК, замруководителя фракции "Справедливая Россия".

Про вредность и исключения

– Как вы относитесь к тому, что губернаторы в России могут назначаться на третий и на четвертый сроки, тогда как во многих странах два срока закреплены законодательно? – таким вопросом открыл "Политклуб" его ведущий, журналист Григорий Воеводин.

По мнению политолога Анатолия Цыганкова, бесконечное переназначение вредно как для общества, так и для экономики любой страны.

– Безусловно, практика двух сроков разумна. При всей гениальности человека нельзя допускать третьего, – считает Анатолий Цыганков. – Иначе наступает стагнация.

Об экономическом застое в случае долгой несменяемости руководителя напомнил и Александр Степанов. А также указал, что ограничивать время правления надо и исходя из психологии:

– Со временем взгляд замыливается, руководитель устает. В истории компартии есть такой пример: хороший человек, боевой офицер Леонид Брежнев пересидел и стал посмешищем.

По мнению депутата, сейчас один из ключевых критериев, которым руководствуется федеральный центр при назначении губернатора, – в какой степени тот или иной руководитель может контролировать ситуацию. Переназначенный Тулеев, по словам Степанова, в своем регионе обладает огромным весом.

– Я был в Кузбассе, там даже нельзя избираться депутатом городского Совета, если против тебя власть, – рассказал Александр Степанов.

Как считает депутат Григорий Фандеев, слухи о четвертом сроке губернаторов создают почву для манипуляции и давления как на глав регионов, так и на общество. Поэтому необходимо прописать в законе срок правления и профессиональные качества, которыми должен обладать губернатор. Как и предыдущие ораторы, Григорий Фандеев не видит целесообразности четвертого срока губернаторов.

– Я бы не был так категоричен, – не согласился Дмитрий Дюгай. – Сейчас Россия не является страной с устоявшейся политической системой, и одна из главных проблем – кадровая. Она стоит очень остро. Да, сменяемость, ротация кадров как принцип – верный, он многократно опробован. Но в условиях дефицита кадров, переходной экономики, реформирования общественных институтов, мне кажется, к ситуации в регионах надо подходить индивидуально, с практической позиции.

Принцип ротации кадров всеми признан идеальным. Но в нашей неидеальной стране исключений может быть много.

Серенький губернатор

Чем руководствуется президент при назначении губернаторов, сказать однозначно сложно. Но существует ряд общеизвестных критериев, применяемых для оценки работы глав. Один из них – благополучие региона. Есть ли чем похвастаться карельскому губернатору? Дмитрий Дюгай склонен считать, что есть. Причем в своем убеждении госслужащий опирается на конкретные цифры и факты. По информации Дюгая, в рейтингах по различным показателям Карелия либо на среднем уровне, либо выше среднего. С 1998 года Карелии удалось войти в тридцатку наиболее развитых регионов, тогда как 12 лет назад республика не поднималась выше 51-й позиции.

– Рейтинг кредитоспособности выводится международными агентствами, и тут показатель Карелии выше среднероссийского, – рассказал Дмитрий Дюгай. – Недавно Минрегион провел ранжирование субъектов по эффективности реализации антикризисных мер. И Карелия вошла в число 14 регионов, признанных успешными. С точки зрения Москвы, Карелия выглядит достойно.

– Мне это напоминает советских времен анекдот про мальчика, – оппонировал ведущий Григорий Воеводин. – Когда детей в саду спрашивают:

– Где живут самые счастливые дети?

– В Советском Союзе!

– Где у детей самые хорошие игрушки?

– В Советском Союзе!

– Мальчик, ты чего плачешь?

– Хочу в Советский Союз!

Где та Карелия, о которой вы, Дмитрий, рассказываете?

– Некая неправительственная организация проводила исследование по коррупции в регионах страны, сравнивались мнения жителей и мнения экспертов, которые видят проблему изнутри, – отвечал Дмитрий Дюгай. – И в Карелии получилась парадоксальная ситуация, когда жители отметили большой уровень коррупции, а эксперты поставили Карелию в самый конец списка. Йошкар-Ола может гордиться своими спортивными сооружениями, но у них масса других проблем. Когда мы говорим, что Карелия достойно выглядит на федеральном уровне, это не значит, что здесь построен рай на земле. А значит, что мы несколько лучше, чем другие территории, справляемся с трудностями, с которыми сталкивается вся страна. В принципе жизнь в России сейчас нельзя назвать идеальной, везде масса проблем.

По словам Григория Фандеева, федеральному центру нравится, что Карелия мало просит и многое выдерживает, не прося каждую минуту помощи у Москвы.

– В сравнении с другими регионами Северо-Запада обстановка в Карелии не меняется. Можно по-разному понимать, что это – стабильность или стагнация, – сказал Григорий Фандеев, отметив, что сделать общую оценку благополучия довольно сложно, ведь нужны экспертные заключения и сравнительный анализ.

Александр Степанов же задался вопросом: как определить долю личного участия губернатора в результатах республики.

– По общему ощущению Карелия держится в середнячках, – согласен со статистикой Александр Степанов. – Сергей Леонидович – нормальный "единороссовский" губернатор, он проводит ту же политику, что и Москва, у нас все средненько, "единороссовско", как по всей России.

Говоря о "благополучии республики", Анатолий Цыганков тоже предпочел обратиться к цифрам.

– Восемьдесят процентов инвестиционных средств – это не деньги, пущенные на производство. Это кредиты. Экономика у нас самоедская, она не развивается, мы просто держимся на плаву, – сказал политолог. – В лесозаготовке отмечено катастрофическое падение, мы фактически потеряли отрасль. Горная промышленность пока действует, хоть и есть снижение объемов. Что касается машиностроения, все разрушено.

На взгляд Анатолия Цыганкова, у руководства республики исчезли творческие импульсы, способные организовать экономику Карелии:

– Если бы еще три года назад ушли нынешние руководители, Карелия бы только выиграла. Хуже бы точно не стало. Сейчас ситуация не улучшается. Исчерпан внутренний личностный ресурс. В 2006 году правильно было бы уйти. Сергей Катанандов – не Шаймиев, не символ власти. Он – серенький губернатор, ничего от него ожидать не приходится. Надо дать дорогу новым силам.

Криков и скандалов нет

По словам Александра Степанова, население Карелии сейчас очень ждет смены власти и надеется на благие перемены. Однако сегодня у людей нет такого сильного раздражения на власть, как в 2006 году, когда началась монетизация льгот.

– Сейчас у населения заметны усталость и апатия, – определил отношение к нынешней власти Александр Степанов. – Люди ждут перемен, но ничего делать не будут.

Анатолий Цыганков считает, что доверие общества к губернатору невысоко. По наблюдениям политолога, косвенным показателем этого могут послужить избирательные кампании последних лет. Москва не рекомендовала Катанандову быть их лидером, опасаясь, что имя губернатора может навредить.

– По сравнению с другими регионами рейтинг у карельского губернатора невысокий, – поддержал Григорий Фандеев. – Но не критично низкий. Если был бы таким, губернатора заменили бы раньше времени. Есть некая часть, которая поддерживает политику губернатора, есть нейтральная часть, а есть другая часть, которая настроена оппозиционно, но не настолько, чтобы требовать смены власти.

– Существование некой группы противников и людей нейтральных – нормальная ситуация, – считает Дмитрий Дюгай. – Если общественное мнение не дает резких пиков, например восторгов, это хорошо. Пограничные состояния не идут на пользу ни региону, ни стране.

Говоря об отношении жителей Карелии к нынешнему губернатору, Дмитрий Дюгай упомянул о поездках главы по районам.

– С начала года глава побывал в шести районах, и нигде враждебности не было, – отметил он. – Не было откровенных протестных выступлений, не было скандалов, криков, обвинений. Люди приходили на встречи за конструктивным решением проблем. То есть они понимают, что именно губернатор способен помочь.

По оценке Дюгая, сегодняшний социологический фон в Карелии скорее благоприятен для Катанандова.

Зондаж, возня или новые силы?

Как считает Григорий Фандеев, нет в Карелии политических и бизнес-сил, серьезно заинтересованных во власти, стремящихся к ресурсам республики. Поэтому власть может не беспокоиться. Между тем разговоры о преемнике идут уже сейчас. Как отметил ведущий Григорий Воеводин, в Карелии началась некая "возня". Яркий пример – недавняя публикация в газете "Петрозаводск". Публикация весьма странная и во многом удивительная.

– Глава Карелии фактически обвиняется в том, что он сделал все, чтобы Владимир Собинский проиграл выборы в парламент, или не сделал ничего, чтобы тот выиграл, – прокомментировал статью Григорий Воеводин. – Также в тексте содержится непрозрачный намек на то, что Собинский олицетворяет собой некие новые силы и мог бы претендовать на кресло губернатора. Что это – попытка прощупать реакции политиков или желание еще сильнее рассорить Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем?

Для Григория Фандеева подобная публикация – свидетельство раздора внутри партии "Единая Россия".

– Партия не монолитна. Печально, что политическая элита не может найти консенсус, – сказал депутат. – Это интриги внутри "Единой России".

По словам Дмитрия Дюгая, ничего удивительного в немонолитности партии нет.

– Нет оргструктур, особенно больших и занимающихся политикой, где бы не было внутренних трений, – отметил гость. – Яркий пример – партия "Справедливая Россия" год назад в Карелии. Это нормально. Монолитная партия – это плохо.

Дмитрий Дюгай признался, что был удивлен появлением подобной публикации, так как в первую очередь не видит в ней практического смысла.

– Скорее всего, была предпринята попытка прозондировать реакцию местных игроков политического поля, – предположил Дмитрий Дюгай. – Она рассчитана на очень узкий круг людей.

Того же мнения придерживается и Анатолий Цыганков. Как считает политолог, у Собинского нет заинтересованности в конфликте с губернатором. У Александра Степанова же ощущение, что возникла публикация неспроста и сигнализирует: отголоски борьбы, которая разворачивается между окружением Путина и Медведева, докатились и до Карелии.

– Местные группировки начинают ориентироваться. Противоречия в местной элите возникли не сами по себе, а в связи с тем, что происходят некие процессы в Москве, люди определяются, к какому окружению примкнуть, – считает Александр Степанов. – И на местном уровне начался зондаж.

Тем временем, как отметил Анатолий Цыганков, темы 2011 года, когда решится судьба Катанандова, пока нет в общественном сознании. Люди не заглядывают так далеко вперед.

– Было много сказано, как выбирать, чего все ждут. Но надо помнить, что выбирать будет один человек и руководствоваться он будет в том числе собственными соображениями, – подытожил Дмитрий Дюгай. – Скорее всего, президент сам еще не знает, кто будет губернатором Карелии.

Сергей Катанандов: "На здоровье не жалуюсь"

Обсуждая четвертый срок губернатора, "Политклуб" не мог не задать пару вопросов непосредственно Сергею Катанандову. И вот что тот ответил:

– Вопрос о моей популярности – не по адресу. Я очень часто встречаюсь с жителями Карелии, но на этих встречах речь идет не о моей персоне, а о конкретных проблемах конкретных людей. Им и решать, как относиться к моей работе.

На вопрос о благополучии региона могу честно ответить, что проблем в республике хватает, но на фоне России мы держимся достойно. Приведу три примера. Во-первых, за последние 10 лет республика вошла в тридцатку наиболее развитых регионов страны, хотя до 1998 года не поднималась выше 51-го места. Во-вторых, по эффективности антикризисных мер Карелия причислена к числу 14 лучших субъектов Федерации. В-третьих, кредитный рейтинг Карелии, определенный независимыми экспертами, тоже существенно выше среднероссийского. Эти оценки даны либо правительством России, либо крупными международными агентствами.

Насчет здоровья отвечу кратко – не жалуюсь.

Что касается заявленной темы дискуссии, то вопрос о продлении моих полномочий целиком находится в компетенции президента России, и любые домыслы на эту тему – пустое сотрясение воздуха. Как решит глава государства, так и будет. Не сомневаюсь, что в любом случае это будет взвешенное и продуманное решение. Напомню, что в соответствии с указом президента критериев оценки эффективности региональных властей – не три, а в десятки раз больше.

Не будет ли хуже с приходом нового руководителя?

Анатолий Цыганков:

– Историческая реальность ставит задачи перед руководителями, политиками. Нынешняя власть Карелии не соответствует сегодняшним задачам. Поэтому нужно появление других персонажей, которые способны управлять Карелией. Не знаю, кто это будет, но такие люди есть.

Григорий Фандеев:

– В Карелии сейчас нет руководителей, которые бы смогли заменить нынешнего губернатора. Это печально. Желательно все-таки, чтобы человек имел отношение к республике. А то Мурманская область получила год бурной деятельности варягов, и неизвестно, чем это закончится. Новые силы – это хорошо, но новые силы, которые не имеют отношения к региону, не понимают его историю, не знакомы с местными элитами, никак не вошли в республику до назначения, могут и навредить. Мне бы хотелось, чтобы не возникло ситуации, когда рубят с плеча, чтобы администрация президента сделала все в мягкой форме. Всегда нужно понимать, что есть нюансы. Движения не должны быть суперрезкими. Мы не на соревнованиях, все плавно должно быть, как в танце.

Дмитрий Дюгай:

– Я категорически против общих рассуждений. Страна большая, много регионов, чтобы писать для всех одну общую инструкцию. Федеральному центру стоит использовать индивидуальный подход, чтобы определить дальнейшую судьбу людей, живущих в Карелии. Не считаю, что любая свежая кровь – это однозначно хорошо. Что касается нынешнего губернатора, то сейчас равноценной замены ему нет. Любой варяг – кот в мешке со столькими неизвестными, что просчитать последствия его появления невозможно. Кто он, откуда, кто за ним будет стоять, каким образом подойдет к управлению? Одно из достоинств Сергея Катанандова – то, что мы сейчас здесь можем сидеть и высказывать полярные мнения.

Александр Степанов:

– В лице пришлого можем получить и хуже губернатора. Тот же пример с Мурманской областью: пришла новая команда, разворотила все, стало хуже. На мой взгляд, во власти начался отрицательный бунт. Не верю, что в той системе, которая сложилась в Кремле, выбирают самых честных, талантливых и хороших. В Кремле, как мне кажется, идет отрицательный отбор. Вероятно, нам могут найти такого кадра, что мы плакать будем.