
На прошлой неделе остров Кижи посетила миссия ЮНЕСКО. Перед экспертами из Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) стояла непростая задача – за два дня выяснить, правильно ли ведется реставрация Преображенской церкви.
Сумасшедшие деньги
Для восстановления церкви был выбран сложный метод лифтинга: ярусы здания поднимаются и укрепляются на внутреннем металлическом каркасе, что позволяет поочередно извлекать для переборки отбракованные бревна. Миссия высоко оценила мастерство реставраторов и порекомендовала, учитывая плохое состояние объекта, не останавливать работы ни на день. Специалисты называют этот проект одним из самых сложных и масштабных в мире.
– Это не первый наш визит на остров, – рассказывает руководитель миссии Анна Сидоренко-Дулом. – Был замечен большой прогресс в реализации работ. О спокойствии, конечно, говорить рано. Проект очень сложный. Но мы чувствуем, что он в надежных руках.
Впрочем, далеко не все разделяют мнение иностранных специалистов. Члены рабочей группы Российской академии архитектуры и строительных работ очень хотели встретиться с экспертами ИКОМОС, но к участию в работе миссии их не допустили. Тогда архитекторы собрали пресс-конференцию и заявили, что Преображенская церковь под угрозой исчезновения. Якобы разработчики проекта нарушали принципы ИКОМОС, принятые для реставрации деревянных памятников, и отошли от технического задания. А архитектор-реставратор Александр Попов уверен, что более чем щедрое финансирование не идет на пользу Преображенской церкви:
– За эти годы вбуханы сумасшедшие деньги, а состояние памятника только ухудшилось! Проекта никто никому не показывал, никто не знает, кто, как и что делает.
Попов опасается, что лифтинг погубит церковь: железный каркас внутри Преображенской церкви разрушает древесину:
– Вставляют дополнительные металлические конструкции. А это значит, что памятник вырезают: металл прочнее дерева, следовательно, режут дерево. И это под эгидой сохранения памятника!
Академик Вячеслав Орфинский, крупнейший исследователь народного зодчества России, в целом не возражает против лифтинга, но его удивляет, почему новаторский метод не был опробован на памятниках меньшего значения. По словам Орфинского, требование апробации было включено в концепцию восстановления храма, но затем о нем просто "забыли".
– Переборка в данном случае совмещена с лифтингом и осложнена им. Лифтинг вообще не применялся для таких больших объектов! Непременным условием работы по такому сложному, беспрецедентному проекту является проверка на объектах, близких по конструкции и по возрасту, но, разумеется, меньшего масштаба. Это требование было забыто, случайно или сознательно.
Пути назад нет
Александр Попов считает, что после такой реконструкции Преображенская церковь будет в худшем состоянии, чем до начала работ. Но директор Музея-заповедника "Кижи" Эльвира Аверьянова не понимает, почему вокруг реставрации развернулась полемика. Ведь архитекторы, которые сегодня говорят об угрозе утраты памятника, еще недавно поддерживали проект.
– Музей-заповедник "Кижи" сам ничего не придумывает и не делает. В 2001 году Вячеслав Петрович Орфинский не только голосовал – ратовал за лифтинг. В прошлом году он приезжал на остров, сам все осмотрел и сказал, что необходимо продолжать работу.
Обвинение в скрытности Эльвира Аверьянова также отвергает:

– Это ложь! Тридцать килограммов документов находится в Росохранкультуре! Музей не может шагу ступить, не получив на это разрешения! Ради бога, мы открыты! Что же касается недопуска некоторых архитекторов к работе миссии ЮНЕСКО, то утверждением списка участников миссии занимался МИД России, а вовсе не музейное руководство. Однако в любой момент можно приехать на остров и увидеть все своими глазами!
Замдиректора по реставрации Кижского архитектурного ансамбля Николай Попов поведение своего тезки архитектора Александра Попова считает нелогичным. По его словам, тот за многие годы ни разу не предложил альтернативы действующему проекту, а только критиковал.
– Я уже говорила Александру Попову: у вас один мотив. Вы сейчас без работы, и вам нужно внедриться любыми путями в этот проект, – не сдержала эмоций директор музея Аверьянова.
…Руководители музея заверили общественность: и заключение экспертов ЮНЕСКО, и ход реставрации позволяют делать самые оптимистичные прогнозы. Ни о какой "утере" уникального памятника не идет и речи. Реставрацию надо продолжать.
В августе исполнится тридцать лет с того момента, как Преображенская церковь закрыта для посетителей. Уже в 2014 году она, скорее всего, сможет принять туристов и прихожан. На реставрацию и развитие инфраструктуры Музея-заповедника "Кижи" выделено почти три миллиарда рублей. 800 миллионов из этих средств уйдет на реставрацию Преображенской церкви, строительство причала, входной зоны и линии электропередачи. По мнению замминистра культуры Евгения Шишкова, сейчас нет смысла обсуждать то, что происходит на Кижах: проект одобрен, согласован, принят и реализуется. Однако там, где крутятся большие деньги, всегда найдется место для подозрений и обвинений.