Политика Чужая боль – не своя?

Лариса ЖДАНОВА
№16 (726) 21.04.2010

Аалто Агей, карел, беспартийный, бригадир колхоза. Аалтонен Вяйне, финн, беспартийный, лесоруб. Абрамков Федор, русский, единоличник. Даниленко Максим, украинец, убежденный верующий. Евдокимова Ефросинья-Ховронья, карелка, беспартийная, колхозница… Их больше 13 тысяч, собранных в книге "Поминальные списки Карелии. 1937-1938". Колхозники, кузнецы, лесорубы, рыбаки, педагоги, каменщики, счетоводы. Возле фамилий большинства – страшные слова: расстрелян в окрестностях Петрозаводска, расстреляна близ села Реболы, расстрелян у села Олонец, расстрелян под селом Пудож, расстрелян на станции Медвежья Гора (Сандармох)... Евдокимовой Ефросинье в 1937 году было 30 лет. У всех остались семьи, родные… На сайте http://visz.nlr.ru/project/reg/karel.html я нашла и колхозника Воронова Андрея из деревни Ершнаволок Пряжинского района, расстрелянного в 1938 году. В этой деревне жили мой дед и бабушка, а ее девичья фамилия была Воронова. Бабушка тоже могла оказаться в этом списке, и не было бы ни моей мамы, ни меня. Когда председатель колхоза пришел в наш дом забирать коров и лошадей, бабушка встала с палкой у двери хлева и била его по рукам… Она защищала то, что досталось ее молодой семье тяжким трудом. После войны она снова пережила страх: дед пропал без вести. И ей, вдове с четырьмя детьми, нет-нет да и "тыкали" всякого рода начальники: а может, твой муж в плену, может, перешел на сторону немцев? А когда на Пулковских высотах строители нашли останки и солдатский медальон защищавшего Ленинград карела Степана Бужина, никто, конечно, не пришел к его семье и не извинился за годы подозрений…

9 Мая Москву "украсят" портретами Сталина, "для объективной трактовки истории". Мэр Юрий Лужков считает: молодежь должна знать Сталина как главнокомандующего победившей России. С Лужковым все ясно. По версии журнала "Форбс", состояние его жены оценивается в 1,1 миллиарда долларов. Думаю, в подсознании у таких людей – вечная мечта о твердой руке. Иначе как защитить свои миллиарды от тех, кто живет от зарплаты до зарплаты? А что отстаивают коммунисты, пропагандирующие Сталина? Тоскуют ли они по сильной руке, чтобы того же Лужкова раскулачить? Или пытаются обелить коммунистическое прошлое? Сначала Лужкова к стенке, а там, глядишь, раззудится рука, распрямится плечо – и конкурирующие партии да авторов вот таких статеек – туда же? Большинство Верховного Совета Карелии в 37-38 годах было расстреляно (некоторые покончили жизнь самоубийством, не выдержав ожидания "черного ворона").

Нам говорят, что портреты Сталина нужны ветеранам, которые шли в бой с его именем. Дескать, пока живы эти люди, давайте их уважим? И ничего, что еще живы люди, отсидевшие в лагерях, дети расстрелянных. Их боль – не наша боль…

Сегодня мы увидели, как сострадают поляки по погибшим в Катыни. Казалось бы, выросли новые поколения, но в семьях и в стране бережно хранят память о прошлом. Немецких школьников до сих пор учат, что в трагедии Второй мировой войны виноват не только Гитлер, но и весь немецкий народ, который поддержал фюрера. На улицах Германии иногда вешают приказы фашистов, чтобы молодые немцы помнили и не допустили повторения… В России народ за вождя не отвечает.

По опросам ВЦИОМ, положительные эмоции к Сталину испытывают 37% россиян (26% – уважение, 8% – симпатию, 3% – восхищение), негативные – только 24%. 28 процентов людей равнодушны к этому правителю. Почти каждый третий. Я очень боюсь равнодушных людей, с их молчаливого согласия творятся самые мерзкие дела.

Еще два года назад Сталин занял третье место в проекте "Имя России", где выбирались самые ценимые и яркие личности в нашей истории. Это и есть уровень нашего самосознания? Это и есть тонкая, умеющая сопереживать чужому горю русская душа?

Лужков хвалится: у него в семье тоже были репрессированные родственники. Неужели не больно за них, пусть даже не увиденных никогда? Ведь они тоже жили, любили, смеялись…

"Этим преступлениям не может быть никаких оправданий", – говорит Владимир Путин. И тут же на вопрос, считает ли он деятельность Сталина положительной или отрицательной, отвечает: "Засады здесь вижу: скажешь "положительно" – одни будут недовольны, скажешь "отрицательно" – другие". И понятно, почему Путин так говорит. Он ведь тоже знает итоги проекта "Имя России".

Лидеры ведущих фракций осудили решение Лужкова: и "единороссы", и СР, и ЛДПР. Жириновский в своей манере даже предложил бороться со сталинистами сталинскими методами. Хотелось бы верить, что власти пойдут дальше. Рассекретят все архивы того времени – не только по Катыни, но и по преступлениям против своего народа. Примут законные акты, в которых четко и внятно сказано: Сталин – преступник, и пропаганда его запрещена, как запрещена пропаганда фашизма в Германии. В Сербии парламент осудил убийства мусульман сербами во время боснийской войны. В России после смерти Сталина прошло более полувека. Принятое в 1956 году партийное постановление "О преодолении культа личности" – всего лишь решение общественной организации. То есть Российское государство и российский народ до сих пор не высказали своей позиции в отношении тех преступлений. А потому сейчас нужен серьезный разговор на тему репрессий в нашей Думе. Показательный. С цифрами и фактами. Чтобы в нем приняла участие вся страна. Быть может, тогда на вопрос, как вы относитесь к Сталину, ответы будут другими…

Историки до сих пор не могут назвать точные цифры жертв того времени. Сотни тысяч расстрелянных. Миллионы умерших от голода. Миллионы отсидевших в тюрьмах и лагерях и почти два миллиона похороненных там. Миллионы депортированных. Миллионы оставшихся без родителей. Неужели их боль – не наша боль?