Общество Кижи не станут ближе

Илона РАДКЕВИЧ
№17 (727) 28.04.2010

Туристические услуги в этом году не подорожают. Об этом сообщил начальник отдела Минэкономразвития Карелии Владимир Громов на совете по вопросам развития туризма. Если верить чиновнику, с турфирмами, владельцами гостиниц и перевозчиками обо всем уже договорились.

Перевозчики новые, цены старые

В прошлом, кризисном году, заметил Громов, люди первыми исключали из семейного бюджета расходы на туризм. В результате количество турпоездок в республику сократилось: гостей было на 10 процентов меньше. Поток организованных экскурсантов сократился аж на 18 процентов. При этом люди стали больше путешествовать самостоятельно. Отчасти благодаря этому основные "карельские жемчужины" снижения спроса не ощутили. За исключением Музея-заповедника "Кижи".

– Сказалась стоимость проезда, – констатировал Владимир Громов. – Но в 2010 году на линии Петрозаводск – Кижи – Петрозаводск ожидается появление нескольких перевозчиков. Это позволяет рассчитывать на рост посещаемости музея-заповедника.

Хорошую новость тут же подпортили сами перевозчики. Директор Транспортной компании "Кижское ожерелье"" Алексей Кузьмицкий не расстроился появлению конкурентов. "Кижское ожерелье" за поездку на Кижи берет 1990 рублей с одного взрослого человека (а ведь на самом острове еще нужно заплатить за вход и экскурсии). Первый коммерческий рейс компания намерена отправить уже 15 мая.

Новым перевозчиком оказалась компания "Карелияфлот". Ее исполнительный директор Вадим Лялля поведал, что есть два судна, которые, начиная с 1 июня, будут ходить по маршруту Беломорск – Соловецкие острова и Кижи – Петрозаводск. Казалось бы, вот сейчас развернется конкурентная борьба. Но…

– Что касается перевозки на Кижи, то, как ни странно, стоимость билетов у нас совпала с нашими коллегами – 1990 рублей, – сообщил Лялля.

Других перевозчиков, планирующих возить людей до острова, как выяснилось, нет. Еще одна новая компания-перевозчик – "Виктория" – планирует организовать рейсы только по маршруту Петрозаводск – Шала (стоимость проезда в одну сторону – 800 рублей). Поэтому совершенно непонятно, с какой стати Владимир Громов связывает появление новых компаний с ростом посещаемости "Кижей". Билеты по-прежнему многим не по карману. Кстати, неужели кто-то и вправду считает, что ценник в 1990 рублей у двух перевозчиков – результат простого совпадения?! Ну-ну… На всякий случай не мешало бы проверить.

Помимо цены на проезд, туристов, желающих посетить музей-заповедник, смущает график движения судов.

– У тех, кто приезжает на остров самостоятельно, большие претензии к тому, что "кометы" мало стоят, – говорит заместитель директора "Кижей" Надежда Медведева. – Три часа им не хватает. Цена большая, и люди хотели бы за эти деньги посмотреть весь остров. Мы уже не раз оповещали о проблеме перевозчиков, но им экономически невыгодно решать ее. Мы предлагаем много экскурсионных программ, но они не могут быть реализованы, так как людям потом просто не на чем будет уехать.

Единственная, по-настоящему хорошая новость, касающаяся музея "Кижи", – выгребных туалетов в основной экспозиции не осталось. Две цивилизованные уборные установили в прошлом году, еще две появятся в этом.

"Холодильник" станет гостиницей

– Я вспомнил фильм "Берегись автомобиля". Один из героев заявил: "А не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?" Помните? – уточнил у присутствующих заместитель министра экономического развития Карелии Евгений Коткин и пояснил: – Мы сейчас замахнулись на очень серьезный результат – на проведение международного форума. Это очень серьезная и большая тема. Это конференция конференций.

Узнала "Карельская Губернiя" и на что собирается замахнуться петрозаводская администрация.

– В основном инвестиции вкладываются в места размещения, – признал начальник Управления экономики и инвестиционной политики администрации Андрей Шевяков. При этом чиновник отметил: – Гостиницы мы построим. Другой вопрос, для чего строить? Сейчас для нас важнее, что можно будет здесь показать и чем развлечь туриста. В это Петрозаводск готов вкладывать серьезные средства.

Ничего более конкретного из уст Андрея Шевякова присутствующие так и не услышали.

На совете по туризму вспомнили также о судьбе двух городских проектов: гостиницы "Онего-Палас" и гостиницы, которая должна будет появиться на площади Гагарина, на месте бывшего "холодильника". Последняя, несмотря на то, что ее строительство еще не началось, собирается распахнуть двери уже в первом квартале 2012 года. Это должно быть 8-этажное здание с двухэтажной подземной парковкой на 135 мест. Первые этажи – торговая галерея. Компания "Концерн-Питер", вкладывающаяся в этот проект, собирается обеспечить работой 800 человек, из которых 600 – обслуживающий персонал гостиницы, а еще 200 – арендаторы и индивидуальные предприниматели, которые будут снимать площади и торговые ряды в галерее.

"Онего-Палас" таким количеством рабочих мест не может порадовать.

– Ранее было озвучено 215, но, скорее всего, будет только 150 рабочих мест, – пояснила генеральный директор гостиницы Маргарита Очеоа. Она рассказала, что деньги на завершение проекта найдены, но сдать весь объект к Дню республики все равно не получится. Сначала запустят два верхних этажа с VIP-номерами, этаж с рестораном, этаж с обычным номерным фондом и цокольные этажи. И какое-то время между ними будет "дыра", которую доделают к концу лета.