Общество Яма для оркестра

Надежда Меккиева
№17 (727) 28.04.2010

Когда в конце прошлого года карельский губернатор Сергей Катанандов заявил, что культура должна сама зарабатывать деньги, стало ясно – финансирование сократят. Но никто не знал, что "бомба" взорвется так быстро. Теперь музыканты Карельского симфонического оркестра не знают, как оплачивать непомерно дорогое общежитие, сомневаются, получат ли зарплату, и боятся вовсе лишиться своего оркестра.

Музыкант в сушилке

Музыкантов оркестра, живущих в общежитии на ул. Анохина, 1, шокировали пришедшие счета за жилье.

– Это ни в какие ворота не лезет! – возмущаются люди.

– Моя комната – 15,5 квадратных метра. Раньше я платила порядка 1200 рублей, сейчас за наем жилья мне пришел счет на 1500 плюс за коммуналку на 1800, и это без учета горячей воды, – рассказывает альтистка Диана Шматович. – Получается, при зарплате 10 тысяч я должна отдать за коммуналку около 4 тысяч.

Трубач Руслан Дивликанов по новым счетам за две комнаты должен выложить больше 6 тысяч рублей. Понятно, что цена не соответствует условиям, в которых приходится жить семье с двумя детьми. Теснота – еще полбеды. На стенах общежития поселился плесневый грибок. Сейчас идет косметический ремонт. Но, как признаются маляры, не успели они покрасить стену, как грибок проступил вновь. Да что там плесень, когда некоторым музыкантам приходится жить в бывших сушилках: комнатка 8 квадратных метров с кафельным полом, маленьким окошком и фанерной перегородкой! Спать в такой комнате, если на кухне кто-то шумит, просто невозможно. И вот за это нужно платить немаленькие деньги!

Как нам пояснили в Минкульте Карелии, раньше карельский бюджет компенсировал часть платы за коммуналку. Но после проверки, которую произвело Контрольно-ревизионное управление России, подобное расходование средств было признано нецелевым и благотворительностью заниматься перестали. Причем совсем не понятно, как эту плату рассчитывали раньше, ведь теперь выясняется, что и методик-то нет. По настоянию профсоюза филармонии была создана рабочая группа, чтобы проверить правильность начисления платы. Уменьшить размер платы пока не получилось.

– Муниципальных общежитий нет, поэтому администрация не разрабатывала никаких методик расчетов, – рассказала профорг Инна Якупова. – Плату за наем нам так и оставили – 100 рублей за квадратный метр. Причем в этот наем входят расходы на содержание общежития. Насколько это правомерно, по всей видимости, надо выяснять в суде. Сейчас за комнату 15 метров, если человек там прописан один, надо заплатить больше 3 тысяч рублей. При зарплате в 10 тысяч, конечно, это много!

Все не случайно?

Иначе как нищенскими зарплаты музыкантов Карельского симфонического оркестра не назовешь – в среднем это 7-8 тысяч рублей. И это притом, что оркестр – гордость республики, единственный существующий на всем Северо-Западе. Практически всем музыкантам оркестра, чтобы прокормиться, приходится подрабатывать. Редкие везунчики устраиваются в музыкальные школы. Остальные, не щадя рук своих, метут улицы и моют полы.

– Скрипачке, одной воспитывающей дочку, приходится мыть полы. А в резиновых перчатках подушечки пальцев разбухают, и потом больно играть, – рассказывает Диана Шматович.

О карельских музыкантах, вынужденных в перерывах между репетициями и концертами вкалывать физически, полтора года назад показывал сюжет канал НТВ. С тех пор ничего не изменилось. В январе и феврале, в связи с закрытием филармонии (по требованию пожарных. – Прим. ред.), музыканты получали лишь две трети зарплаты. Сейчас они боятся, что в связи с урезанием финансирования не увидят зарплаты вообще. По словам сотрудников, фонда заработной платы хватает лишь до мая. И выйдут ли люди в отпуск с отпускными на руках – большой вопрос. Ведь если раньше бюджет республики выделял деньги лишь на заработную плату (на концерт-

ную деятельность филармония зарабатывала сама), то сейчас и это финансирование сократили.

Через год филармонию планируют закрыть на реконструкцию. Как пообещала министр культуры Карелии Галина Брун, во время реконструкции симфонический оркестр "загрузят работой". Возможно, на период строительства коллектив переселится в Петрозаводскую консерваторию, где откроется зал на 400 мест, либо в Музыкальный театр. Но слова чиновников пока мало успокаивают музыкантов.

– У нас есть подозрение, что планируется поглощение оркестра Музыкальным театром, – говорит директор Карельского симфонического оркестра Валерий Бобков. – Правда, министр культуры заверила, что коллектив сохранят, и вроде у нас нет прямых оснований ей не доверять... Но, с другой стороны, никаких документов, свидетельствующих, что мы вернемся в филармонию после реконструкции, нет. И когда поджимают со всех сторон – платой за общежитие, сокращением бюджета, невольно возникают мысли: все это не случайно. Некоторые музыканты готовы уехать в другие российские регионы, где предлагают лучшие деньги и условия. Музыканты вздыхают: если оркестр начнет разваливаться, восстановить его будет невозможно.