Общество Кто кого притесняет

Губерния
№17 (727) 28.04.2010

Недавно состоялась коллегия двух министерств – культуры и национальной политики, посвященная концепции Национального театра Карелии. Концепция эта была принята в 2006 году и будет действовать до 2015 года. Казалось бы – подвели промежуточные итоги и разошлись. Но, как и следовало ожидать, обсуждение невинного документа перетекло в "драку".

Для начала директор Национального театра Сергей Пронин подробно представил деятельность своего учреждения за последние несколько лет. Список получился внушительный. Тут тебе и укрепление побратимских связей – артисты из славного города Тюбингена стали в Петрозаводске чуть не родными, и социальный заказ, и постановки на трех языках (карельском, финском и русском), и призовые места на международных фестивалях. Перечисление достижений заняло у Сергея Пронина почти полчаса. А вот дальше начались нападки на Министерство культуры, с которым уже несколько недель у театра идет самая настоящая "холодная война".

Напомним: одной из главных претензий к театру со стороны министерства была относительно невысокая посещаемость, а следовательно, низкий уровень зарабатываемых средств. Как сообщила министр культуры Галина Брун, за последний год Национальный театр принес в казну республики чуть более трех миллионов. Сергей Пронин отвергает все нападки в свой адрес. По его словам, театр стабилен, не имеет долгов, активно привлекает грантовую поддержку. Десятки проектов, в том числе международных, – тому подтверждение. Впрочем, тут возникает вопрос: нужна ли бурная проектная деятельность театру, главная задача которого – делать спектакли? Пронин считает, что нужна. Ведь театр – это не место для зарабатывания денег, а центр культурной жизни республики.

– 20-30 процентов окупаемости даже для таких больших театров, как в Санкт-Петербурге, это норма! А говорить о том, что театр должен зарабатывать 50-60 процентов – это утопия! Это переход на чисто коммерческие рельсы, – негодует Пронин.

Руководитель Национального театра уверен – его учреждение скорее экономит деньги, чем тратит. Да и трудиться артистам приходится чуть ли не за двоих – нормативы, предложенные министерством, выше, чем у остальных, чуть не в два раза. Вопроса о том, кто для республики является "дорогой игрушкой", Пронин даже не ставит – ответ очевиден.

– Одно зрительское место в Национальном театре обходится бюджету Карелии в 450 рублей – меньше, чем у кого бы то ни было. Вот анализ данных Министерства культуры. За 2010 год Национальный театр должен обслужить 41 тысячу зрителей. Музыкальный театр – 32 тысячи, "Творческая мастерская" – 17 тысяч. Мы должны сыграть 240 спектаклей, Музыкальный – 100, "ТМ" – 150. При этом на наше содержание тратится 18,6 миллиона, а на содержание Музыкального театра – 55 миллионов!

Разговор быстро вышел за рамки обсуждения концепции. И артисты Национального театра, и его директор уверены: к ним давно уже относятся предвзято, а теперь еще и норовят выкинуть из собственного помещения.

– Нам не делают никаких скидок. Нас постоянно ставят в позицию соревнования с русскими театрами, что не имеет под собой никаких оснований. Мы, национальная культура, все время находимся в позиции, когда мы вынуждены защищаться, доказывать право на существование с документами в руках, с концепциями. Хотя у некоторых театров вообще нет концепции! – жаловался Пронин. Намек обиженного директора прозрачен – концепции развития нет у "Творческой мастерской", которую, судя по всему, планируют "подселить" к Национальному театру.

Министерский план в 240 спектаклей вице-спикер карельского парламента Галина Разбивная назвала несправедливым, но заметила, что главным страдальцем сегодня является все же "Творческая мастерская". И неплохо бы с ней поделиться.

– Вы – не частный театр, – напомнила Пронину Разбивная. – Никто не должен присваивать себе здание государственной важности. И Министерство культуры имеет право распоряжаться им, разумеется, никого не уничтожая.

Кстати, на днях председатель российского Союза театральных деятелей Александр Калягин разместил в Интернете открытое письмо, адресованное Сергею Пронину. Калягин просит своего коллегу поделиться площадкой с "Творческой мастерской", призывает к благородству и советует перечитать сказку "Кошкин дом". Письмо это для руководства Национального театра стало неожиданностью, оно посчитало его попыткой давления на себя и свой коллектив. Артисты Национального театра боятся, что их площадка превратится в коммунальную квартиру. Но никто не представляет, где в ближайшие пять лет будет размещаться "ТМ" (она же – Театр русской драмы). Говорить в нынешней скандальной тональности директор театра Александр Побережный-Береговский не может и не хочет.

– Меня такой уровень разговора не устраивает. Это просто оскорбительно. Мы работаем, недавно играли на сцене Театра кукол, но это очень тяжело, – сетует директор "ТМ".

"Однажды лебедь, рак и щука…" – басня, лучше всего иллюстрирующая нынешнюю театральную жизнь Карелии. Последние несколько недель Министерство культуры и руководство Национального театра только и делают, что забрасывают друг другу в огород увесистые камни, периодически попадая и в "Творческую мастерскую". Не пора ли им эти камни собирать?