Общество Дом на Мичуринской

Александр ФУКС
№17 (727) 28.04.2010

В Петрозаводске, в двухэтажном доме № 15 на Мичуринской улице, в квартире у инвалида-колясочника Николая Стукова рухнул потолок. В туалете. Просто взял и упал на пол, образовав там непролазный холм. Туалетом пользоваться стало невозможно, в дом пришел холод, зато сквозь щели на чердаке стали видны звезды.

Параллельные миры

Потолок у Стукова обвалился 5 апреля. Только через полмесяца появились строители и начали привешивать к прогнившим балкам новые доски. В управляющей компании инвалиду пообещали залатать дыру над его головой не позднее чем к маю. То есть "всего" через три недели после аварии. А пока туалет ему заменяет ведро. Какая-то нереальная история. Но оказалось, что за последние 30 лет потолки в этом доме падали уже в пяти квартирах.

– Соседям Стукова по этажу пришлось за свой счет потолок делать, – рассказывает одна из жительниц этого дома Ксения Киуру. – У нас тоже падал. Но мы на первом этаже живем, так что у нас вместо потолка перекрытия и пол верхней квартиры.

И это еще далеко не все. Вот что пишут в своих письмах во все инстанции жильцы этой хижины:

"У нас печное отопление. Так как разрушены печные трубы, дым идет по вентиляции в соседние квартиры. Печи в аварийном состоянии и опломбированы пожарной охраной. В трех квартирах провалились полы, с чердака в подъезд льется вода; по стенам идут трещины; появляются черные пятна и мох. Оконные рамы сгнили, окна не открываются. Канализационные трубы сырые, с них капает. Скоро может обвалиться угол дома у второго подъезда, стена вся сырая и набухшая от воды. В первом подъезде высокое

деревянное крыльцо, доски быстро прогнивают, по нему страшно ходить. В 2005 году к нам отказались ходить почтальоны и врач, после того как последняя упала с крыльца. В первом подъезде практически нет дверей, зимой в подъезде лежит снег. У нашего дома нет дворника. Такое ощущение, что мы, Мичуринская, 15, живем в другом измерении и нас никто не замечает".

Кирпич на голову

Удивительно, но дом этот обещают починить с 1987 года. К тому времени ему было уже 35 лет и его степень износа составляла 56 процентов. В марте 1987-го исполком Октябрьского района в официальном письме пообещал, что капитальный ремонт на ул. Мичуринской, 15 запланирован на 1988 год. Ну, в крайнем случае, в 1989-м. Прошло два года, но никаких изменений в лучшую сторону не происходило. Жильцы отправили в исполком недоуменную телеграмму и, что приятно, получили ответ, в коем значилось, что уже оформлен заказ на разработку проектно-сметной документации. А значит, в 1991 году капитальный ремонт как пить дать состоится. Пару лет туда, пару сюда – человек в конце концов не блоха – потерпит. Жильцы потерпели. И в мае 1991 года узнали, что их дом только еще планируется включить в план комплексного капитального ремонта на следующий год. Но зато тогда их подключат к централизованному теплоснабжению, проведут горячую воду и установят настоящие ванны. И уж тогда-то они разговеются. Однако в это время кончилась советская власть и вместо ванн граждане получили письмо, из которого узнали, что цены в стране растут, услуги дорожают, а потому никакого ремонта у них не предвидится. Больше того, в ходе этой переписки люди с изумлением узнали, что уровень износа их дома как-то сам собой с годами уменьшился до 43 процентов.

Так прошло еще десять лет. Потом еще пять. Кончилась перестройка. Плохой Ельцин сменился хорошим Путиным. Нефть подорожала. Уровень ВВП вырос до радостных размеров. Но у жителей дома на ул. Мичуринской ничего не менялось. Перекрытия под полами в квартирах прогнили, многие рассыпались. В итоге твердь под ногами начала шататься, ходить по полу люди теперь стараются осторожно, не делая резких движений. Потолки падают. Канализация течет. Печные трубы развалились и топить печки стало невозможно.

– Это же словно вредительство какое-то, – переживают жильцы. – Они нам ремонтируют печки, хотя надо ремонтировать трубы. Кирпичи же прямо на головы падают, дымоходы завалены. Топить нельзя. Пользуемся обогревателями и платим по две тысячи в месяц только за электричество.

– А я в прошлом году провалилась в крыльцо, – вспоминает Ксения Киуру. – Туфлю потом из-под ступеней выковыривали. За год до этого крыльцо как бы отремонтировали, а оно все равно гнилое.

Люди писали письма депутатам, мэрам – всем, кто, по их мнению, должен был бы им помочь. И вот в 2008 году они узнали, что жилище их – о чудо! – попало в некий "адресный список" из 68 домов, на капитальный ремонт которых через год будет выделено финансирование. Не прошло четверти века после первого обещания, как пришло еще одно. Железное. Ведь деньги должны выделяться в рамках целевой программы, 60 процентов из них дает Фонд содействия реформированию ЖКХ, то есть федеральный бюджет. Призрак горячей ванны закружился перед глазами исстрадавшихся "мичуринцев". Но минул год, а капитальный ремонт дома номер 15 так и не состоялся… В итоге 5 апреля в квартире фактически замурованного на втором этаже инвалида-колясочника рухнул потолок.

Как только, так сразу

"Карельская Губернiя" обратилась в управляющую компанию "Стандарт", чтобы понять, что помешало осуществить ремонт этого многострадального дома? Как нам объяснил директор "Стандарта" Олег Леус, решение о выделении средств на ремонт мэрией Петрозаводска принято еще 18 декабря 2008 года, но деньги до сих пор не выделены. Ни на этот дом, ни на остальные 67 таких же берлог. А вот почему средства не выделены, лучше знают в Комитете по реформированию ЖКХ.

– Карелия не получила в прошлом году деньги фонда, потому что мы не выполнили одно-единственное условие, – объяснил "Карельской Губернiи" заместитель Комитета по реформированию ЖКХ Аврам Склярский. – Республика не провела монетизацию льгот. Это сделали только сейчас. И как только это было сделано, мы сдали в фонд программу капитального ремонта. Так что, я уверен, через месяц деньги должны прийти.

Однако при этом Аврам Михайлович добавил, что "Стандарт" еще не выполнил свои обязательства за позапрошлый год. Компания не отремонтировала 13 домов и теперь должна вернуть его комитету 1 миллион 600 тысяч рублей. А пока не вернет, новые деньги не получит.

– Во-первых, все обещанные ремонты мы закончили, – ответил на это Олег Леус. – А во-вторых, все, что положено вернуть, мы вернем. Но не миллион шестьсот, а миллион. Так что будем судиться. А чтобы люди не страдали, пусть передадут деньги другой управляющей компании. Любой, какую выберут себе жильцы. Мы только спасибо скажем.

По словам Леуса, даже если деньги из Москвы придут через месяц, это вовсе не будет означать, что сразу же в ветхих домах засвистят пилы и застучат топоры. Сначала будет объявлен конкурс на выбор подрядчика, потом начнут разрабатывать проектно-сметную документацию, а там как раз наступит август, пойдут дожди. В общем, самое время для разбора кровли…

И стало от всех этих разговоров как-то совсем невесело. Двадцать три года люди не могут дождаться ремонта своего дома. Плановое хозяйство сменилось рыночным, развал сменился стабильностью, стабильность – кризисом. Но мы продолжаем жить в том же самом городе, и власти этого города продолжают не выполнять свои обещания. Им все время что-то мешает. То застой, то перестройка, то монетизация, то дожди, то морозы, то Москва, то немцы, то какая-то несусветная, беспробудная и бесконечная бедность. И ведь таких домов, как на ул. Мичуринской, 15, только в одном Петрозаводске более тысячи. Хоть в каждом номере газеты описывай очередной ужас. Был бы смысл.