Политика Ветераны: один на один с государством?

Губерния
№18 (728) 05.05.2010

В канун Великого праздника 65-летия Победы на очередном заседании нашего "Политклуба" (совместный проект факультета социальных и политических наук ПетрГУ и газеты "Карельская Губернiя") мы просто не могли не поговорить о людях, ковавших эту Победу. В окопах или у заводского станка. Мы перед ними в неоплатном долгу, но в силах ли сделать малое – обеспечить им достойную жизнь? Заботится государство в должной степени о своих ветеранах или вспоминает лишь перед праздниками? Высказаться на тему пришли:

Игорь Хоменко, председатель Комитета ветеранов войны и военной службы Петрозаводска;

Ольга Шмаеник, депутат Законодательного собрания РК;

Алексей Зиновьев, начальник отдела опеки и организации работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами Минздрава Карелии.

Бонусы для ветеранов

– Как складываются отношения государства и ветеранов? Как сами ветераны оценивают поддержку государства? Почему мы вспоминаем о ветеранах только перед праздниками? – начал с общего вопроса ведущий "Политклуба", журналист Григорий Воеводин.

Игорь Хоменко согласился с ведущим, что усиленно заботиться о ветеранах в России начинают перед знаменательными датами. По мнению Игоря Хоменко, должна быть создана некая федеральная структура, занимающаяся лишь проблемами ветеранов. Причем ветеранами в широком смысле этого слова. Так, специальные министерства по делам ветеранов функционируют во многих зарубежных странах, в частности, в США и Германии.

– И министерства эти работают как в социальном направлении, так и в политическом, отстаивают интересы ветеранов в различных структурах власти, – отметил Игорь Хоменко.

Как считает депутат Ольга Шмаеник, лакмусовая бумажка заботы о ветеранах в родной стране – это достойная пенсия и бонусы от предприятия, с которого человек ушел на заслуженный отдых.

– Забота и обязательства перед ветеранами войны, мне кажется, должны быть шире, – отметила Ольга Шмаеник. – Мы все должны понимать, что это за особая категория людей в нашем государстве. По данным ВЦИОМ, 33% россиян в своих семьях имеют ветеранов.

Как было озвучено Алексеем Зиновьевым, сегодня ветераны получают достойную пенсию, в целом до 25 тысяч рублей. И это не может не радовать. Алексей Зиновьев согласился, что усиленное внимание ветеранам оказывается именно перед праздниками.

– Но возникает такое ощущение, что средства эти аккумулируются бюджетом и направляются в маленький временной срок на этот сектор, – отметил чиновник.

На взгляд Алексей Зиновьева, очень важно, что сохранены все меры социальной поддержки ветеранов, такие, например, как оплата коммунальных услуг. В год 65-летия Победы республиканский бюджет выделил по 25 тысяч на ремонт жилья ветеранам. Причем никто не будет контролировать, куда потратил ветеран эти деньги.

По мнению Ольги Шмаеник, ветераны должны регулярно получать бонусы от государства, в частности, единовременные выплаты должны идти от всех уровней власти, в том числе и муниципальной. По наблюдениям депутата, чем ниже уровень власти, тем реже такая забота о ветеранах. Как правило, она непостоянна и приурочена к праздничным датам.

– Сказать, что государство не заботится о ветеранах, я не могу. Но все делаем как-то однобоко, непродуманно и как-то коряво, – считает Ольга Шмаеник.

Выбрали, что легче

Корявость нашей государственной системы всплывает во многих вопросах. Так, выходит, что ветераны не получают бесплатные лекарства. Ведь если пенсия позволяет купить нужное лекарство, зачем месяцами ждать, пока отоварят твой рецепт? И ветераны, как правило, отказываются от соцпакета. И в этом случае, как объяснил Алексей Зиновьев, страдает Пенсионный фонд, получающий меньше денег и, соответственно, выделяющий меньше денег на реализацию различного рода социальных программ на территории республики.

– Получается замкнутый круг! – резюмировала Ольга Шмаеник.

С большими проблемами сталкиваются ветераны при получении заслуженного ими жилья. Не так-то просто найти квартиру на сумму жилищного сертификата – 1 миллион 218 тысяч, что выдается ветерану. Выводится эта сумма путем умножения 36 квадратных метров на среднюю стоимость квадратного метра в регионе.

– Налицо системная ошибка в том, что посчитано в среднем по палате, – считает ведущий Григорий Воеводин.

И наверняка с его мнением солидарны многие.

Вот только ответа, почему так произошло, приглашенные гости не знали. По каким таким соображениям Минрегион берет среднюю цифру? Ведь, как верно заметил Алексей Зиновьев, если в Петрозаводске квартира стоит около 2 миллионов, то в Лоухах на эти деньги можно купить трехкомнатную или три квартиры сразу.

Настоящим открытием для ведущего, как и для других присутствующих зрителей, стала информация, что, оказывается, регионы имели право выбирать, каким способом будут обеспечивать жильем ветеранов. Будет это строительство социального жилья с дальнейшей сдачей ветеранам на условиях социального найма, или выделение квартир плюс денежная компенсация, или строительство специализированного жилья конкретно для ветеранов.

Ольга Шмаеник привела в пример город Тамбов, где построили специальный дом для ветеранов с пандусами, широкими дверными проемами. На первом этаже дома разместились магазин и аптека. Как заметил ведущий Григорий Воеводин, в некоторых регионах строятся деревянные дома: по технологии намного дешевле, но по качеству нисколько не уступающие каменным, со всеми удобствами.

Но в Карелии почему-то предпочли выбрать один способ.

– Карелия пошла по пути наименьшего сопротивления, вот тебе миллион двести – и иди решай свои проблемы, а мы свои обязательства выполнили, – отметила Ольга Шмаеник. – Выбрали, что легче. Если мы выбираем строить жилье, то потребуется много работать.

Как верно заметил Игорь Хоменко, не помешало бы провести мониторинг, что конкретно требуется региону.

– Ведь решения можно принимать с точки зрения пропаганды, а можно с точки зрения развития экономики, – пояснил гость.

– Была свобода выбора, и регион должен чувствовать, как ему было бы легче, – поделился мыслями Григорий Воеводин. – Ведь в Карелии есть Петрозаводск, а есть Пудож, и цены на жилье в них совершенно несоизмеримы.

Как сообщила Ольга Шмаеник, безальтернативным решением карельского правительства уже заинтересовалась республиканская прокуратура. Поэтому есть шанс, что выбор у карельских ветеранов все-таки появится.

Кособокая забота

Как рассказал Алексей Зиновьев, еще четыре года назад на жилищный сертификат в Карелии претендовали всего 2 человека. Оно и понятно, сумма сертификата тогда равнялась всего 400 тысячам рублей. Люди просто-напросто отказывались получать сертификаты. В 2009 году квартиры получили уже 197 ветеранов. По мнению Ольги Шмаеник, как люди, так и местная власть поверили, что государство выполнит свои жилищные обязательства. И чиновники всячески пытаются помочь ветерану собрать все необходимые бумаги. Но опять же на пути возникают непреодолимые препоны. Ведь, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий, метраж квартиры ветерана должен быть не выше учетной нормы.

– Складывается впечатление, что дана некая негласная команда: деньги берите, но особо не разбрасывайтесь, – поделился сомнениями Григорий Воеводин.

– Вот и получается, что забота о ветеранах у нас какая-то кособокая. Сначала жилье полагалось лишь тем, кто встал на очередь до 1 марта 2005 года, теперь, если ты проживаешь в старом доме, но его площадь 200 квадратных метров, ты никогда не войдешь в этот заветный список нуждающихся. И это притом, что дом разваливается, – сказала Ольга Шмаеник. – Если государство хотело высказать благодарность этим людям – их не так много осталось, то наплевать на учетные нормы: все равно, где и с кем ветераны проживают. Дайте им эту сумму и не делите людей.

Но действительность такова, что на местах выйти за рамки закона чиновники не могут.

– Как человек я понимаю, ведь эта разница доходит порой до абсурда, когда у человека не хватает до нормы одного квадратного метра или одной десятой квадратного метра, – пояснил Алексей Зиновьев. – Но как чиновник…

– То есть никто не хочет сидеть, – кивнул ведущий.

Самовольничать чиновники не могут, так как расходование средств проверяют ревизоры. И если что-то не будет соответствовать нормам и законам, будет вменено нецелевое использование денег, и возмещать ущерб придется карельскому бюджету и чиновнику, всего лишь пожалевшему человека и подписавшему необходимые бумаги. Поэтому жалость для чиновника – непозволительная роскошь.

– Было предложение, чтобы сделать учетную норму плюс-минус 5%, но останутся те, у кого будет 5, 5%. Процесс бесконечный, – сказал Алексей Зиновьев.

Тогда ведущий Григорий Воеводин поделился идеей: а не использовать ли систему коэффициентов, когда коэффициент высчитывается исходя из метража и состояния жилья.

– Вы, законодатели, как-то можете предложить этот вариант или что-то подобное? – обратился Григорий Воеводин к депутату Ольге Шмаеник.

По словам депутата, было предложение принять свой региональный закон, в котором прописать свои учетные нормы, а также возможность признавать нуждающимися жителей неблагоустроенных домов. Но законопроект был признан противоречащим федеральному закону.

Понятно, что проблемы в ветеранском вопросе в Карелии есть. Очевидно и то, что решить их в рамках "Политклуба" мы не сможем.

– Но мы об этом поговорили. И остается надеяться, что нас услышат и примут правильное решение. И не будет повода говорить о том, что ветеранам что-то пообещали, но сделали, как всегда, неправильно, – подытожил Григорий Воеводин.

Действительно, накануне великого праздника искренне хочется верить в победу правильных решений над неправильными.

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!