Общество Всем не угодишь?

Ксения Сорокина
№18 (728) 05.05.2010

Когда в начале года Октябрьская железная дорога в борьбе за самоокупаемость неожиданно отменила часть пригородных поездов, взвыли местные жители. С началом дачного сезона проблем стало еще больше, ведь теперь в отдаленные села и деревни попадать нужно не только "своим", но и дачникам. А как это сделать, если электричка ходит два раза в день в неудобное для работающих людей время, а автобусное сообщение в некоторых "медвежьих уголках" Карелии отсутствует вовсе?

– У меня дача в поселке Кяппесельга, – говорит Валентина Гром. – Раньше я могла в светлое время суток уехать в деревню и вернуться обратно. Но в ноябре руководство железной дороги отменило дневные электрички. Объяснили, что нерентабельно. В результате – народ перестал ездить на выходные в деревню. Дело в том, что из Петрозаводска поезд приходит в тёмное время суток, а из Медгоры он вообще выходит в три часа ночи! Надо иметь большое мужество, чтобы ночью дойти до железной дороги и стоять в чистом поле, нередко в одиночестве, в ожидании электрички! А как же быть работающим людям? Поезд из Кяппесельги в Петрозаводск прибывает около семи часов утра. Получается, сразу с поезда нужно идти на работу…

Жители поселка Кяппесельга в отчаянии писали Валентине Пивненко, прокурору Карелии Герману Штадлеру и даже президенту Медведеву. Их тревожит не только неудобное расписание.

– У нас не оборудован перрон, нет освещения, – пишут жители Кяппесельги в своем обращении. – Дорога, ведущая к месту остановки поезда, в течение зимы 2009-2010 гг. не чистилась ни разу.

– Прыгаешь с поезда в глубокий снег и бредешь до дорожки, а обратно ещё и забраться в поезд не знаешь как – без платформы очень высоко до ступенек, – объясняет Валентина Гром. – А народ-то в основном пожилой ездит.

Путешествовать по такому маршруту многим жителям Кяппесельги приходится каждый день, ведь в деревне нет даже своего магазина. За продуктами люди отправляются в Медвежьегорск или Кондопогу. То же самое и с медицинской помощью – с тех пор как в деревне ликвидировали участковую больницу, все жители Кяппесельги и других близлежащих небольших деревень ездят в Кондопожскую районную поликлинику.

– Электричка прибывает в Кондопогу в 5 часов 25 минут, а поликлиника начинает работать с 8 часов утра, – сетуют жители Кяппесельги. – Больные люди сидят на вокзале, где нет даже туалета. Обратная электричка отправляется из Кондопоги в 20 часов 10 минут и прибывает в Кяппесельгу в 21 час 44 минуты. Пожилые, больные люди в темноте и по бездорожью возвращаются домой.

При этом стоимость проезда на электричке с недавнего времени возросла в два раза. Теперь за билет от Петрозаводска до Медгоры нужно выложить 208 рублей, а за билет от Петрозаводска до Кяппесельги – 169 рублей. То есть каждые выходные дачники вынуждены выкладывать почти по 400 рублей за то, чтобы съездить на дачу и обратно. А ведь большинство из них – пенсионеры. Понятное дело, такие траты больно ударили по кошельку.

В Министерстве экономического развития проблему дачников и деревенских жителей вроде бы понимают. Но заставить ОЖД вернуть необходимые поезда никто не может – убыток от пригородных перевозок только в прошлом году составил около 300 миллионов рублей. Возместить эти деньги железной дороге наша Карелия не может: из бюджета республики на весь 2010 год на "поддержку железнодорожного транспорта" выделено всего пять с половиной миллионов рублей. Однако замминистра экономического развития Лев Шустов заверил: они стараются сделать все возможное. Так, для дачников ввели дополнительный дневной поезд по наиболее популярным направлениям. Теперь три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям, электрички будут курсировать в направлениях Петрозаводск – Свирь, Петрозаводск – Медвежьегорск, Кемь – Медвежьегорск. Эти поезда введены специально до окончания дачного сезона.

– Всем угодить трудно, – объяснил Лев Шустов на недавней пресс-конференции. – Нам удалось составить расписание электричек таким образом, чтобы у местного населения практически не было нареканий. Но если мы начнем вновь менять расписание под дачников, местное население снова будет недовольно. В направлении же Кемь – Медвежьегорск электричка вообще никогда не ходила, там есть дороги. Но выяснилось, что два больших дачных кооператива, а это почти четыреста человек, ориентированы именно на железную дорогу. Мы пошли им на уступки и вернули туда поезд.

Между тем, заботясь о дачниках, в министерстве почему-то забыли про праздничные дни. К примеру, 9 и 10 мая вся страна отдыхает, при этом 10 число, понедельник, формально – рабочий день. Поэтому и дополнительные "дачные" электрички в понедельник ходить не будут. И так, скорее всего, будет со всеми праздниками, выпадающими на будний день. Дачникам придется возвращаться в город на день раньше, чем они бы хотели.