Общество Пеленку внутри пациентки забыла медсестра

Надежда Меккиева
№18 (728) 05.05.2010

Закончено следствие по факту смерти пациентки, умершей из-за пеленки, оставленной внутри карельскими врачами. Анжелика Анохина скончалась ровно год назад, промучившись пять месяцев. Она прошла через множество врачей, и никто из них так и не смог поставить правильный диагноз. Теперь же диагноз можно ставить карельской медицине. Однако на скамье подсудимых окажется только 23-летняя операционная сестра.

Засуетилась?

Пеленку забыли в брюшной полости Анжелики Анохиной в ходе операции в гинекологическом стационаре Петрозаводска, куда женщина поступила с диагнозом "внематочная беременность". Как установило следствие, в операционной присутствовали четверо: хирург, делавшая операцию, ассистирующий врач-гинеколог, анестезиолог, а также медицинская сестра. Последняя на допросе пояснила, что именно она должна следить за тем, чтобы количество поданных врачу и возвращенных салфеток и тампонов совпало.

Из показаний медицинской сестры:

"…могу предположить, что я ошиблась при подсчете операционного материала, где-то засуетилась, упустила контроль за использованием операционного материала, но при этом посчитала, что счет материала совпал. Возможно, я изначально неправильно произвела подсчет имевшегося у меня операционного материала до начала операции. По этой причине я была убеждена в том, что счет материала совпал".

Невнимательность медсестры стоила жизни молодой женщине. А куда же смотрели остальные врачи? Как поясняла на следствии оперирующий врач, для отграничения кишечника от других органов в брюшную полость пациентки было введено полотенце. Причем полотенце это хирург вводила вместе с ассистентом, так как кишечник был большой. В своих показаниях, кстати, оба врача упоминают о том, что женщина была крупная и весила не менее 100 килограммов. Неужели намекали на то, что в большом человеке полотенце легко может затеряться?

По словам оперирующего врача, в брюшную полость пациентки вводилось только ОДНО полотенце. Не укладывается в голове, как можно о нем забыть?! Оба врача уверяют, что после операции брюшная полость пациентки была осмотрена. Однако пеленку размером 40 на 30 сантиметров не заметили. Впрочем, по словам врачей, проводивших операцию, контроль за использованным операционным материалом в их обязанности не входит. Они поверили операционной сестре, сказавшей, что счет сошелся. Следователь по особо важным делам СУСК при Прокуратуре РК Артем Готчиев подтверждает: считать должна операционная сестра, это прописано в ее должностной инструкции.

– Были внимательно изучены должностные обязанности и ход проведения операции, – прокомментировал ситуацию заместитель руководителя карельского Следственного комитета при Прокуратуре Дмитрий Васько. – На многих этапах лечения Анохиной были допущены нарушения. Но непосредственной причиной смерти стали действия этого лица, которому мы и предъявили обвинение. Выявлены множество нарушений и по дальнейшим обращениям Анохиной, есть основания для мер прокурорского реагирования, но для предъявления обвинения всем остальным оснований нет, так как причиной смерти стало оставление именно этой салфетки.

Лишили шанса

У врачей было 5 месяцев, чтобы спасти Анжелику Анохину, обнаружив злополучную пеленку. За это время в каких только больницах не побывала женщина. После операции она снова попала в гинекологический стационар, где ей вскрыли нагноение. Лежала женщина и в 1-м хирургическом отделении БСМП, и в инфекционной больнице, потом попадала в терапевтическое отделение БСМП, затем во 2-ю хирургию. С каждым днем пациентке становилось все хуже и хуже. Незадолго до смерти она с трудом поднималась с кровати и не могла есть.

– Я, как ей ни позвоню, у нее все время новые диагнозы, – вспоминает лучшая подруга Анжелики Светлана Павлова. – То говорила, что ее лечат от панкреатита, то от воспаления придатков, то от дисбактериоза. Говорили ей, что у нее слабая иммунная система. Хоть бы в карточку заглянули! Анжела никогда ничем не болела! Ей делали и анализы, и УЗИ, и даже обследовали на дорогущем томографе, который так нахваливали по телевидению. И ничего не смогли определить!

Только через месяц после безуспешного лечения в Республиканской больнице Анжелике Анохиной решили делать операцию. Тогда и нашли уже вросшую в органы, полуразложившуюся пеленку. Но было слишком поздно. Через три дня после операции женщина умерла.

Судебно-медицинская экспертиза сделала вывод: ни в одном из медицинских учреждений пациентке не была оказана правильная медицинская помощь. В частности, не в полном объеме проведено диагностическое обследование. Никто из врачей не провел оценку данных УЗИ. А ведь в ультразвуковом исследовании было сказано про серповидное образование перед мочевым пузырем, "дающее широкую акустическую тень". По заключениям экспертов, в частности в Республиканской больнице, "проводилась неоправданно длительная консервативная терапия при отсутствии стойкого положительного эффекта". С операцией врачи Республиканской больницы явно не спешили и сделали ее только через 6 дней после принятия решения о необходимости хирургического вмешательства. Эксперты посчитали это "необоснованно поздним проведением оперативного решения". А ведь счет шел на минуты. Как сказано в экспертном заключении, у Анжелики Анохиной был шанс на спасение. Врачи ей этого шанса не дали.

Из судебно-медицинской экспертизы:

"Отсутствие адекватной, соответствующей состоянию здоровья пациента медицинской помощи лишило Анохину шансов на благоприятный исход, который в данном случае зависел от своевременности и адекватности лечения".

Поскольку причиной смерти стала забытая пеленка, врачи, лечившие Анжелику Анохину после злополучной операции в гинекологическом стационаре, ответственности не несут. По представлению следственного органа, карельский Минздрав должен объявить всем дисциплинарные взыскания. Все.

Не надо шоу

Семья Анжелики Анохиной возмущена мягкостью наказания. И их можно понять: смерть родного человека они пережили очень тяжело. У Анжелики Анохиной остались трое детей: 13-летняя Алина и 8-летние братья-двойняшки Саша и Андрей. На похоронах младшие верили, что мама сейчас проснется. С мужем Анжелика прожила 13 лет. По словам Алексея Анохина, спустя год после смерти жены боль утраты так и не утихла. Легче становится лишь в море (Алексей – капитан дальнего плавания). Дома же дети постоянно вспоминают о маме.

– Какой смысл устраивать это шоу с медсестрой?! Надо привлекать всех врачей, через которых прошла моя жена, – заявляет Алексей Анохин. – Наш врачебный бомонд нашел простой выход – всю вину свалили на одну медсестру.

Как призналась на следствии 23-летняя медсестра, после смерти Анохиной не находит себе места, переживает и раскаивается. Однако, по словам Алексея Анохина, за этот год никто из медиков соболезнований их семье не выражал.

– Анжела слепо доверяла врачам. Она не разрешала мне ругаться с врачами. И правда, если не врачам верить, то кому? – говорит подруга умершей Светлана Павлова.

Да, врачи тоже люди. Да, они тоже могут ошибаться. Но ошибка ошибке рознь. И история Анжелики Анохиной наглядно показала: карельская медицина нездорова.