Спорт и отдых "Раз дал согласие, нужно работать!"

Илона РАДКЕВИЧ
№18 (728) 05.05.2010

Вот уже пять лет, как Василий Петров возглавляет петрозаводский Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов.

– Он уходит в восемь утра и возвращается в шесть-семь часов вечера, – говорит его жена Валентина Ивановна. – Я его и не вижу.

– Василий Васильевич, зачем вам все это нужно?

– Хороший вопрос. Иногда я и сам начинаю жалеть, что не вышел на пенсию. Но я ведь всю жизнь работал для людей, старался, чтобы им было лучше. И здесь стараюсь. Мы работаем бесплатно, на общественных началах. Но разные бывают ситуации. Вот сейчас, к примеру, звонил человек, который записывался на Парад Победы в Москву, но не попал на него. Обидно ему? Конечно! А нам тем более обидно. Ведь как дело было. После обеда нам позвонили и сказали, что нужно срочно сделать списки желающих поехать на Парад Победы в Москву, Санкт-Петербург и другие города. К утру мы эти списки составили. Всего записались 57 человек, 28 из которых хотели поехать в Москву. Но в Москву утвердили только двух. Знаете, сколько звонков после этого было? Люди думали, что это мы их из списков сняли. И хотя это не так, мы все равно остались виноватыми. Но это все не главное. Главное – раз дал согласие, значит, нужно работать!

Споткнулись о финна

– Сколько вам было, когда началась война?

– Родился я в селе Верховье Олонецкого района. Когда началась война, мне было чуть больше года, поэтому начало войны я, конечно, не помню. Мать у меня – крестьянка, отец – шофер. Он прошел всю финскую войну, не знаю, как и вырвался оттуда. И Отечественную войну тоже прошел всю. Мать вместе с другими жителями пыталась эвакуироваться через Михайловское на Свирь, но финны прорвали фронт и всех вернули в свои деревни. Чтобы прокормить четырех детей, мать вынуждена была с утра до ночи работать на финнов. Мне хорошо запомнилось, как рано утром финн, инвалид без одной ноги, верхом на лошади объезжал дома, стучал в окно и выгонял всех на работу. Мы оставались дома одни. Хорошо, что была соседская бабушка, которая за нами приглядывала.

– Как закончились военные действия, помните?

– Освобождение Олонца я помню хорошо. Мне уже было четыре с половиной года. День тогда был очень солнечный. Началась стрельба, и мать, взяв меня на руки, вместе с другими побежала прятаться в большие общественные картофелехранилища. На бегу она споткнулась о винтовку финского солдата, лежащего в канаве. Он еще выругался по-фински. Когда финны ушли и стрельба закончилась, мы вернулись домой. Помню, как по соседству загорелся большой двухэтажный дом наших родственников и все кинулись его тушить. Вдруг в небе показался наш самолет-истребитель. На крыше мужчины замахали шапками: мол, свои. Самолет сперва пошел в пике, но свернул вверх и, помахав крыльями, улетел, стрелять не стал. А после обеда пришли танки. Они еще стволом задели нашу баню, но к утру солдаты все починили. Они разместились рядом с нашим домом на пустыре.

На второй день утром мать испекла калиток и с тарелкой пирогов послала меня к солдатам. Солдаты ели и о чем-то спрашивали меня по-русски, а я по-русски тогда не говорил и не понимал их. Я же карел. Учились мы в финской школе. Потом я пошел к танкистам. Взял у них ветошь и чистил гильзы. Интересно было.

– Финский язык вы знаете, видимо, очень хорошо, а в Финляндии бываете?

– Ездим к друзьям. Мы всю Финляндию исколесили на своей машине.

Остановился на сельском хозяйстве

– О какой профессии мечтали в детстве?

– Мне хотелось быть офицером. И после 10-го класса мы с другом пробовали поступать в военное радиотехническое училище. Он прошел, а я по состоянию здоровья – нет. Зрение подвело. Позже у меня, конечно, была возможность связать свою жизнь с воинской службой. С августа 1960 по ноябрь 1963 года я служил в армии в составе Группы советских войск в Германии: радиотелеграфист, старшина роты связи, начальник экипажа начальника штаба полка. Полк был награжден шестью орденами, штурмовал Берлин, затем освобождал Прагу. В августе 61 года наш полк подняли по тревоге, и мы заняли позиции под американской зоной. В эту ночь как раз возводилась знаменитая Берлинская стена.

– Службу хорошо помните? Как с дедовщиной было?

– Раньше такого, конечно, не было. Давали присягу: "Я – молодой гусь, перед стариками клянусь сало, мясо не жрать, старикам все отдавать..." Вот в таком роде. Ну и ложкой по мягкому месту давали. Это сейчас "деды" издеваются над молодежью.

Демобилизовался я младшим лейтенантом. Меня агитировали пойти в КГБ и в армии и после армии, но я решил остановиться на сельском хозяйстве. Я же селянин. И после армии поступил заочно сначала на общетехнический факультет Петрозаводского госуниверситета, а потом перевелся в Ленинградский сельхозинститут. Сразу после его окончания меня взяли на партийную работу. Так я и пошел: партийная, хозяйственная работа...

На фату денег не хватило

В каких только должностях не пришлось поработать Василию Петрову. Свой трудовой путь он закончил в 1997 году заместителем министра сельского хозяйства.

– А жену-то вы когда встретили?

– А мы учились с ней в одной школе. Правда, тогда мы друг друга не знали.

– Он учился в десятом классе, а я в девятом, – вспоминает Валентина Ивановна. – Десятиклассники почему-то не обращали на нас никакого внимания.

– С мелюзгой мы не знались... А познакомились мы на танцах, когда она с подругой уже после второго курса техникума приехала в Олонец на практику.

– Мы вроде бы приглянулись друг другу, но между нами был третий лишний, – вздыхает Валентина Ивановна. – Вокруг меня все время крутился один моряк, буквально проходу мне не давал. Но мы не встречались.

– А я думал, что у них любовь до гроба. Потом я уехал в армию. И судьба нас снова развела. Встретились мы спустя три с половиной года.

– Мы с подругой уже несколько месяцев не появлялись на танцах, а в тот день словно сила какая нас толкнула туда пойти, – рассказывает Валентина Ивановна. – Он же в этот день в первый раз пришел на танцы после армии. Это судьба, наверное. Мы встретились как старые знакомые. И между нами опять был этот моряк: он так и ходил за мной. Но Василий посмотрел, что мы не танцуем вместе, и сам пригласил меня на танец, а потом пошел провожать. Так до сих пор и провожает. Через три месяца мы поженились, и вот уже 46 лет вместе. На свадьбе у меня не было фаты: денег на нее не хватило. Теперь хочется дожить до Золотой свадьбы. Может, и фата будет...

– Возможно, не сложились бы у меня жизнь и работа, если бы не было рядом со мной ее – верной подруги, помощницы, советчицы, хозяйки по дому, матери и жены.

– Чего пожелаете ветеранам в канун 65-й годовщины Победы?

– Конечно, мы отдаем дань уважения и памяти всем погибшим, которые остались на поле боя и не вернулись домой. И отдаем дань уважения тем, кто остался с нами. Спасибо за наше мирное небо. Они молодцы, что еще до сих пор выступают перед молодежью. Важно, чтобы подрастающее поколение узнавало об истории войны не из западных книг, а из уст ветеранов. Хотелось бы им пожелать доброго здоровья, семейного благополучия и активности! С праздником!