Патернализм (лат. paternus – отцовский) – покровительство, опека старшего по отношению к младшим. А также политика государства, направленная на опеку всех граждан под лозунгом "Государство для народа", характеризуется лавированием между классовыми интересами.
Лет пятнадцать назад в среде успешных и богатых была популярна тема: как сделать успешными и богатыми всех остальных. Тогда "новые русские" уже сняли малиновые пиджаки и кое-кто из них задумался о судьбах Родины. Жалко, что процесс, как говорится, не пошел. Может, жаба задушила? В некоторых странах получилось. Там обеспеченные и влиятельные граждане сделали все, чтобы бедных стало как можно меньше. Себе спокойнее, за будущее детей не страшно да и сытые соотечественники приятнее тех, что норовят проколоть колеса "Феррари" или косят недобрым глазом на бриллианты супруги.
Но, с другой стороны, нашим-то что надрываться? За них все соседи сделали, и теперь можно свинтить в эти самые вежливые и благополучные страны, прихватив мешок денег из своей.
Так вот мнения в тех давних дебатах под икорку были полярные. Одни утверждали, что у людей нужно отобрать все их социальные гарантии, бросить в воду – и тогда они научатся брать ответственность за свою судьбу и сразу все станут бизнесменами или на худой конец будут картофель выращивать. Другие считали, что пройдет еще два-три поколения, прежде чем наши граждане перестанут плакаться и надеяться на дядю – депутата, губернатора, президента. Были и чудаки, объяснявшие, что социальные гарантии и социальная адаптация человека в новом строе – вовсе не противоположности. Но кто слушает блаженных?
С тех пор прошли годы. Социальных гарантий в стране почти не осталось. Нас бросили на произвол судьбы: спасайся, кто может. Большинство замкнулось на собственных проблемах: прокормить бы семью, а остальное – хоть трава не расти. Социологи портрет современника рисуют расплывчато. Да, кто-то вкалывает по 14 часов, ищет смежные специальности, пытается завести бизнес, а кто-то боится потерять даже копеечную работу, не хочет ничего менять: учиться новому, переезжать в другой город.
Видимо, эти последние и раздражают государство. В стране снова заговорили о том, что политику патернализма, то есть поддержки граждан, нужно сворачивать (как будто в последние годы ее кто-то проводил!) да и само слово "патернализм" стало вроде как ругательным, синонимом "иждивенца".
Честно говоря, я тоже больше уважаю людей, которые не ноют, а делают. А с другой стороны, вспоминаю своих друзей, эмигрировавших в Швецию. Это были два рафинированных интеллигента-журналиста, абсолютно не приспособленных к жестокому миру чистогана. Через несколько лет они открыли свою пиццерию. Мы, их российские сокурсники, впали в ступор от такой новости. "А что такого? – удивилась моя шведская подруга. – Там везде все разъясняют, помогают с документами, ребенок может создать свой бизнес. В налоговой? О, они даже подскажут, где можно сэкономить!" Вот такой патернализм государства я приветствую. Людей научили, как самим заработать, не ставили палки в колеса, помогали во всем. И государство получило двух обеспеченных граждан из числа бедных эмигрантов. У них отличный дом, прекрасные машины, ежегодный отдых всей семьей.
В России сложилась уникальная ситуация. 15 лет нам внушают, что деньги решают все. Но при этом путь к богатству открыт не для всех! У нас в отличие от той же Швеции – страна отнюдь не равных возможностей, где побеждает сильнейший: умный, трудоспособный, энергичный.
Так чего же мы ждем? Когда добрый царь или нефтяные бояре что-то порешают и изменят? Принесут нам миллионы на блюдечке с голубой каемочкой? По последним опросам Левада-центра, только 52 процента жителей России верят, что могут сами изменить свою жизнь к лучшему. Остальные 48 – нет, не верят. Так мы и правда иждивенцы!
Фонд "Общественное мнение" поинтересовался, в какой степени наши граждане чувствуют ответственность за то, что происходит в их городе или поселке. 38 процентов опрошенных – в незначительной степени, 29 – вообще не чувствуют, 8 – затруднились ответить. 75 процентов равнодушных. С ситуацией в стране еще хуже. 35, 37 и 11 процентов соответственно – в итоге имеем 82 процента "безответственных". Каждый пятый еще трепыхается, остальные хотят быть папиными сынками и дочками при государстве. Если президент критиковал такой патернализм, то я, пожалуй, с ним соглашусь. Может, правда пора подрасти и вырваться на свободу? Поставить перед собой большие цели и не бояться их решать? Не только в своей частной жизни, но и в жизни страны?