Общество Раскол в семье мусульманского лидера Карелии

Александр ФУКС
№21 (731) 26.05.2010

Недавно в Интернете появилась видеозапись, в которой бывшая супруга главы мусульманской общины Карелии, мать пятерых детей Виктория Вебер обвиняет бывшего мужа в том, что он не заботится о своих детях. В течение часа стройная, моложавая женщина в строгом мусульманском платке рассказывает миру о тяготах, выпавших на ее долю. По ее словам, Висам Али Бардвил (так зовут карельского муфтия) бросил семью и теперь скрывает свои истинные доходы, чтобы платить минимальные алименты. "Карельская Губернiя", понимая всю деликатность ситуации, решила предоставить возможность высказаться обеим сторонам семейного конфликта.

Виктория

По словам Виктории Вебер, известие о разводе она получила совершенно неожиданно. Муж прислал ей смс с обескураживающей новостью, когда летом 2008 года она была с детьми в мусульманском лагере. Вскоре он оформил развод и оставил ее с пятью детьми. Старшая дочь оканчивала школу, младшему сыну исполнилось всего три года. Сам же муфтий привез себе новую жену из Марокко. При этом денег на содержание детей, как утверждает Виктория, духовный лидер мусульман почти не давал. Во всяком случае, на жизнь не хватало.

До развода Вебер работала руководителем аппарата духовного управления мусульман Карелии. Муж платил ей зарплату – порядка 25 тысяч рублей в месяц. Сам получал больше 60. Но после развода он уволил жену, а устроиться в другое место женщина не могла. Во-первых, у нее не было высшего образования, так как муж не разрешил ей доучиться на матфаке в университете, во-вторых, ей уже исполнилось 40 лет, в-третьих, у нее на иждивении пять детей и, наконец, в миру она, как положено мусульманкам, не снимает платок, что также отпугивало потенциальных работодателей. Спустя год полунищего существования Викторию взяли работать водителем в такси.

– Им нужны были частники с машинами, – говорит Вебер. – Я волновалась из-за платка. Действительно, пассажиры иногда относились с осторожностью, зажимались и молчали. И сама я боялась, особенно вечерами. Пару раза пришлось высаживать людей. Один раз это был мужик какой-то, глаза шальные, все время о смерти говорил. В другой раз просто пьяная компания. Плюс жесткая конкуренция с другими таксистами, гоняли меня с выгодных точек… В общем, спустилась с небес на землю, когда нырнула в народ.

Зарабатывала Виктория порядка 15 тысяч в месяц. Сама оплачивала бензин и ремонт. Готовила дочь к выпускному. С маленькими детьми помогала 75-летняя мама. К счастью, через какое-то время муж одной знакомой взял ее к себе в автошколу инструктором по вождению. Теперь она зарабатывает больше, но приходится вкалывать по 12 часов в день. Муфтий же, по словам Вебер, давал на детей от силы 3-4 тысячи рублей в месяц. В этой ситуации женщина решила наконец подать на алименты. Суд постановил, что Висам Али должен отдавать 3/8 от своих доходов. И тогда, как считает Виктория, ее бывший муж специально снизил свою официальную зарплату с 64 тысяч до 11 тысяч 700 рублей. По мнению Вебер, он сделал это только для того, чтобы отомстить ей. Ибо обозлился за то, что она, женщина, осмелилась подать в суд на мужчину. Она обращалась в мусульманскую общину Карелии за поддержкой, но, по ее словам, мусульмане отвернулись от нее. Ведь мусульманский мир очень мужской и женщина там не имеет права поднимать голову.

– Я не разочаровалась в исламе, я разочаровалась в мусульманах, – говорит Виктория. – От своего первого мужа, индуса, я сбежала, он избивал меня. Но Висам Али был такой мягкий, пушистый, я посчитала, что это мой второй шанс. Но теперь, так и запишите, я больше не хочу выходить замуж за мусульманина.

Видно, что у Виктории накопилось много обиды на ее бывшего мужа. Она даже обнародовала запись телефонного разговора, где мужской голос называет ее шайтаном и обещает молиться о том, чтобы она умерла.

– И это говорит духовный лидер! – восклицает женщина. – Муфтий! Тот, кто должен быть примером для других людей!

Висам Али

По словам Висам Али Бардвила, все выглядит не совсем так, как описывает его бывшая жена. Во-первых, из пяти детей его только трое. Остальных Виктория родила в первом браке. Во-вторых, он действительно сейчас зарабатывает чуть больше 11 тысяч рублей в месяц. Его зарплата зависит от грантов и от разного рода пожертвований исламских общин мира. Бывает, 3 тысячи получается, бывает – 10, бывает – 70. До недавнего времени мусульманская община Карелии благодаря гранту ежемесячно получала 2 тысячи евро. Этого хватало и себе на зарплату более чем в 60 тысяч рублей, и на зарплату жене. После развода он когда мог давал на детей до 20 тысяч рублей. Но сейчас денег гораздо меньше, и муфтий, к сожалению, не может платить больше.

– Сами рассудите, зачем мне нужен скандал? – говорит Висам Али. – Меня самого это очень огорчает, это же мои дети. Я переживаю за них. Но что я могу сделать? Я восточный человек, не знаю, понимаете ли вы это, но я их очень люблю. Я хочу видеться с ними. Но Виктория Алексеевна уже два месяца не дает мне такой возможности.

По словам Бардвила, он готов обратиться в суд, чтобы получить право видеться со своими детьми. Что же до увольнения бывшей жены, то, по утверждению Бардвила, она сама попросила об этом.

– Сказала, что выходит замуж за южноафриканца, и попросила уволить ее по сокращению, чтобы полгода получать пособие в размере заработной платы. И действительно уехала в ЮАР. Увезла детей. Я был в отчаянии. Но через месяц вернулась. Видимо, что-то там не сложилось.

(Виктория Вебер, однако, утверждает, что ни о чем таком не просила. Она уезжала в отпуск. Причем одна, без детей. В ее отсутствие было проведено отчетно-перевыборное собрание, на котором ее и уволили. – Прим. авт.).

Сейчас муфтий Карелии живет с новой женой в 20-метровой комнате на втором этаже молельного дома мусульман. Дом этот, правда, записан на его имя. Но, как объясняет Висам Али, сделано это было для того, чтобы избежать неприятного общественного резонанса. Многие помнят, что когда в Петрозаводске собирались официально начать строительство мечети, горожане активно выступали против этого. Вот и записали дом на частное лицо. Вообще, по мнению карельского муфтия, его бывшая жена просто претендует на половину мечети, как на совместно нажитое имущество.

– Она обратилась к мусульманам с просьбой изгнать меня с позором, – рассказывает Висам Али. – Я согласился уйти добровольно. Но она хотела именно с позором. А когда 30 мусульманских мужчин и женщин отказались меня изгонять, она сказала: "Тогда вы не заслуживаете мечеть!"

Что же касается телефонной записи с проклятиями и руганью, муфтий ответил, что суд должен решить, его ли это голос. Но в любом случае он должен попросить прощения у мусульман за то, что иногда поддавался на провокации бывшей жены. А на вопрос, правда ли, что он запретил супруге закончить вуз, Висам Али, грустно вздохнув, ответил, что это совсем не так.

– Она не слабый человек. Она старше меня на шесть лет. Я никогда не имел сил влиять на Викторию, – сказал он.

Расставания очень редко происходят безболезненно. У каждого остаются свои обиды, каждый чувствует себя в чем-то ущемленным и обманутым. Каждый при этом прав по-своему, каждый по-своему виноват. И это совсем не зависит от социального статуса людей. Но в чем Виктория Вебер безусловно права, так это в том, что государство совершенно не заботится о многодетных матерях, издевательски выдавая всего по одной тысяче рублей в месяц на ребенка.

– Много ли у нас многодетных матерей? – переживает она. – Дайте нам достойное пособие, чтобы мы могли относительно спокойно воспитывать своих детей.

Но это, видимо, она многого захотела. От государства-то.