Общество Дедушки карельского фолка больше нет

Губерния
№22 (732) 02.06.2010

В минувшую пятницу возле петрозаводского траурного зала, что на ул. Кирова, 40, долго и звонко пели птицы. "Это они Дедушку отпевают", – говорили те, кто пришел попрощаться с Александром Быкадоровым, одним из создателей группы "Мюллярит", человеком, благодаря которому столица Карелии в определенный период стала фольклорной Меккой. Музыкант умер после тяжелой болезни, с которой боролся на протяжении полутора лет. Он играл до последнего. Еще 21 мая Дед выступал в одном из петрозаводских ресторанов, а 25-го его не стало. И как ни банально это звучит, но Саша Быкадоров будет жить в памяти многих и многих людей. Потому что таких, как Дедушка, уже не будет.

Владимир Троицкий, музыкант:

– Мы с Сашей вместе учились в консерватории, где он заведовал студенческим музыкальным театром. Репетиции в этом коллективе практически никто не пропускал, даже если в это время были занятия в консерватории, Саша умел увлечь людей. И какие мы тогда делали постановки!.. В то время как на спектакли в Музыкальный театр и Финский театр зритель не шел (экономическая ситуация в стране многим просто не позволяла тратиться на билеты), на наших комических операх залы были набиты битком. Саша выходил на сцену во фраке и кроссовках и профессионально играл. Мы работали как настоящий коллектив – с оркестром, хором и декорациями.

Сегодня, вспоминая о наших спектаклях, я думаю, что Быкадоров являлся носителем студенческого духа добрых старых советских вузов, когда энтузиазм был не показным, а искренним, настоящим. Для меня Саша – это рыцарь светлого образа. Он никогда не унывал. Иногда казалось, что жизнь не удалась, ситуация складывалась так, что хуже не бывает, а добрый Быкадоров что-нибудь веселое скажет – и все твои проблемы оказываются пустяком. Человека с таким позитивным мышлением нам всем будет не хватать.

Сергей Зобнев, музыкант, один из основателей группы "Мюллярит":

– Мы познакомились с Сашей в 88-м году. Я, студент училища, работал в пивном ресторане "Погребок". Играл там на аккордеончике. Однажды он пришел в "Погребок" и говорит: "Хватит заниматься пивной музыкой". И познал меня в ансамбль "Кантеле", где началась наша совместная творческая работа. Сначала набирали молодых интересных ребят, потом поняли, что нам тесно в рамках государственного проекта, и стали посматривать налево, организовывать свои собственные выступления. Так родились "Мюллярит". Это была не просто группа, а идея, над которой мы с Сашей работали вместе. Живя под лозунгом "Веселый и наглый", мы действительно считали, что фолк – это двигатель прогресса. Мы хотели "посадить" молодежь на фолк. Хотя в начале 90-х это было сделать непросто – в экономической, социальной системах царил полный бардак. Что уж говорить о независимой музыкальной культуре! Но Саша в том, что касается дела, был человеком упрямым. У него всегда была своя точка зрения, своя линия, отличная от всех официальных. Когда впервые в 95-м году выступали в Петрозаводске с большим концертом в двух отделениях, мы называли себя гениальной группой. Выставляли театральные декорации, на которых могла быть изображена голая ж... Рвали аккордеон на сцене. Публика была в восторге!

Позже, создав Центр музыкальных инициатив, занимаясь организацией фестивалей, "Мюллярит" немало сделали для прославления Петрозаводска как столицы этномузыки. Думаете, Саша получил хоть какое-нибудь одно официальное звание?! К сожалению, у нас начинают ценить людей только после смерти.

Лео Севец, музыкант:

– Идешь по городу, видишь главпочтамт, "Детский мир", набережную, а вон Быкадоров идет, бородой трясет. Ты можешь не знать Дедушку лично, но его лицо тебе прекрасно знакомо. Потому что Быкадоров – это один из символов Петрозаводска последних 20-25 лет. И если ты его встречаешь в городе, значит, все хорошо. А сегодня, когда Саша ушел, понимаешь, что этого "хорошо" уже не будет, Петрозаводск потерял одно из своих лиц.

Когда я вступил на фольклорную тропу – пошел работать в "Кантеле", Саня руководил в ансамбле оркестром, занимался с группой "Айно". Он сильно изменил отношение участников коллектива к народной музыке. Быкадоров, познакомившись в Скандинавии с примерами того, как можно делать народную музыку красиво, занялся аранжировками. И эта музыка зазвучала. И зазвучали многие группы.

Однажды, в году 89-м, мы с "Кантеле" были на гастролях в Киеве. У всех суточные составляли 2 рубля 50 копеек, а у меня – 20-30 рублей: я зарабатывал деньги, играя в подземном переходе на йохикко. Сане как руководителю, конечно, об этом донесли. Он пришел с желанием отчитать меня за недостойное поведение, а в результате занял деньги. В 92-м Быкадоров и Зобнев с товарищами занялись тем же самым в Штутгарте: вышли на улицу и стали играть свои программы. Так родилась группа "Мюллярит", в которой в 98-м году я стал солистом.

Где мы только с "Мюллярит" не были! На исходе века во время Дней Карелии в Москве перебирались с банкета на концерт и обратно. Выступали даже в концертном зале "Россия". В завершающий день на банкете водка лилась рекой. Под утро, когда все уже успели не раз заснуть и проснуться, Саша вместе с девушкой пошел гулять по Москве. В 7 часов зашел в какой-то бар. А там персонал вежливый: "Здравствуйте. Что желаете? Может, наша музыка вас не устраивает?" Саня заказал кофе по 8, пирожное за 15 и коньячок за 25. И был очень всем доволен. Когда пришло время расплачиваться, оказалось, что он должен 1400 рублей. "Как 1400?" – возмутился Саня, не ведавший, что попал в валютный бар. Пришлось ему оставить паспорт в залог и бежать в гостиницу к Зобневу: "Серега, давай бабки, а то я тут посидел с девушкой".

Быкадоров всегда носил бороду. Я тоже ходил с бородой. Однажды выхожу из магазина, а мне навстречу девушка, кидается на меня с поцелуями и криком: "Дедушка, дедулечка!" После этого я сразу сбрил бороду. А Саня лишь в 2000 году решил изменить имидж. Когда он остался без бороды и усов – смеху было! Поэтому пришлось ему вновь стать Дедом. Дедом от нас он и ушел. Такой шикарной бороды ни у кого из нас не было.

Арто Ринне, музыкант:

– Быкадоров – харизматичная личность. Он всегда привлекал внимание своей колоритной фигурой. Его имя принято связывать с группой "Мюллярит", с которой и я довольно плотно сотрудничал, но у него были и другие проекты. Например, в последние годы мы вместе с ним и Игорем Архиповым участвовали в американском проекте. В июне наше трио, которое друзья насмешливо назвали "Дубки", должно было отправиться на гастроли в США. Все знали, что Саша болел, но он никогда не жаловался и хотел работать, играть. Тяжелый недуг нарушил планы.

Без Быкадорова нам придется нелегко. Он был замечательным музыкантом, делавшим интересные аранжировки. Он был классным актером – то, как он комично играл Вяйнямейнена в фольклорном спектакле, который мы показывали в Америке, это надо было видеть! Саша был очень талантливым и веселым человеком.

Однажды мы ехали на гастроли в Америку, которую исколесили вдоль и поперек, и у Саши не влезла в чемодан коса, использовавшаяся им в качестве ударного инструмента. Пришлось ее примотать веревкой к чемодану. На таможне первый вопрос, который задали, был: "Что это? Это оружие?" "Какое оружие? Это коса! Едем в Америку капусту косить!" – ответил Саша.

Сегодня и в Америке, и в Канаде о Быкадорове вспоминают с теплотой. Писем с соболезнованиями от наших зарубежных коллег пришло очень много. Все понимают: такого Человека и Музыканта, как Саша, больше не будет.