Общество Как на селе, так и в городе

Ксения Сорокина
№23 (733) 09.06.2010

Когда в январе все льготы, положенные карельским пенсионерам, монетизировали, власти уверяли: так будет лучше. Мол, какая разница – оплачивать коммунальные услуги с 50-процентной скидкой или получать эти 50 процентов живыми деньгами. Однако на деле монетизация доставила крупные неприятности многим пенсионерам.

– Я живу в Заозерье, в частном доме, поэтому ни за отопление, ни за газ или воду мне платить не надо, – вздыхает пенсионерка Наталья Гагарина. – Льготы у меня были только на электричество. А ведь именно электричество – самая важная для сельского жителя вещь, на нем все завязано. Для того, чтобы у меня была вода, мне нужно подключить насос, чтобы вода была горячей – нужен бойлер. Вот и получается, что в месяц я «наматываю» где-то 2200 киловатт и плачу за них около трех с половиной тысяч рублей! При этом льгота у меня есть только на использование 160 киловатт, государство мне возвращает ровно половину, то есть стоимость 80 киловатт. И все! Получается, что одинокая пенсионерка в том же Петрозаводске платит за свою однокомнатную благоустроенную квартиру где-то две тысячи рублей, при этом половину этой суммы ей государство вернет. А я как сельский житель, живущий в доме без удобств, за одно электричество заплачу почти в два раза больше, и при этом мне никто даже четвертой части этих денег не вернет!

Она обращалась за разъяснениями во всевозможные инстанции, но везде получила один ответ: «Нам даны такие указания, мы их исполняем, ничего поделать тут не можем».

Впрочем, и для многих городских пенсионеров монетизация оказалась вовсе не такой уж и выгодной, как ее расписывали власти. Причем в городе ситуация сложилась очень интересная: часть пенсионеров получает деньги вовремя и с точностью до копейки, а другой части деньги либо не поступают вовсе, либо приходят совсем уж крошечные суммы.

– На мой счет денег не поступало ни в январе, ни в феврале, ни в марте, ни в апреле!– говорит пенсионерка Татьяна Иванова. – Я уже заранее знала, что у нас в государстве вовремя ничего не бывает, поэтому зимой даже особо не ходила и не проверяла свой счет. Сейчас вот посмотрела – и удивилась. То вообще денег нет, то перечислят компенсацию за электричество, а за воду и отопление – забудут.

Пенсионер Владимир Смирнов подсчитал все конкретно: в январе ему перечислили всего 90 рублей, в феврале – 407 рублей, в апреле – примерно такую же сумму. При этом, по его подсчетам, ежемесячно он должен получать чуть больше девятисот рублей. Куда пропадает половина этой суммы – непонятно.

– Больше всего меня раздражает то, что нужно постоянно ходить и свои деньги чуть ли не выбивать, – сетует мужчина. – При этом никакого вразумительного объяснения всему происходящему я получить не могу. По телефонам, которые нам дали «для справок», дозвониться невозможно, приходишь в Министерство здравоохранения и социального развития – там постоянно очереди из таких же непонимающих пенсионеров, как и я. Вот раньше с льготами все было ясно и понятно, а теперь все изменилось в худшую сторону. Непонятно, зачем эта монетизация вообще была нужна.

А пенсионерка Галина Гальцова вообще настолько запуталась во всех этих компенсациях, что решила на них внимания пока не обращать. Она записывает, сколько денег ежемесячно тратит на оплату всех коммунальных услуг и какая компенсация ей при этом поступает. В конце года женщина собирается сверить все суммы и тогда уже пойти разбираться. Кто знает, может, и в суд придется обращаться.

В Центре социальной работы Петрозаводска нас заверили: все компенсации они стараются перечислять вовремя, до 10-го числа каждого месяца. Что касается всевозможных несостыковок, то от них ведь никто не застрахован. Механизм перечисления компенсаций еще не до конца отлажен, так что всякое может быть.

– Мы зависим от многих факторов: от того, как работает компьютерная программа, от того, какие данные нам передают организации, занимающиеся предоставлением тех или иных коммунальных услуг, – объяснили нам в Центре социальной работы. – В одном только Петрозаводске 80 тысяч пенсионеров, которые получают компенсацию. Понятное дело, все гладко тут быть не может. Но что поделаешь, первооткрывателям всегда тяжело, постепенно мы постараемся отладить весь механизм и довести его до совершенства.

Только вот неизвестно, сколько еще пройдет времени, прежде чем весь этот механизм заработает как надо. Прошло уже почти полгода. А пенсионерам по-прежнему приходится стоять в очередях, чтобы получить хоть какие-то объяснения, оплачивать коммунальные услуги полностью из своего кармана, а потом «выбивать» из государства положенную им компенсацию.