О том, что готовить сани нужно летом, мы вспоминаем каждую зиму.
Когда районы начинают мерзнуть, когда выходят из строя котельные, топливо не поставляется вообще или поставляется некачественное. Летом же у нас тишь да благодать, раз в месяц правительство сообщает, что заседают штабы и подготовка к зиме идет полным ходом. Вот и в конце мая карельское правительство распространило подобную информацию и даже указало сумму, а именно 80 миллионов рублей адресной помощи, которая будет выделена районам на подготовку к зиме 2010-2011.
Между тем в распоряжении «Карельской Губернiи» оказался документ, проливающий свет на то, как ведется подготовка к зиме, как расходуются средства и какова в этом деле руководящая и направляющая роль Государственного комитета по реформированию ЖКХ. Речь идет о результатах проверки указанного комитета за 2008-2009 год, проведенной Министерством финансов Карелии.
Сразу скажем – нарушений выявлено свыше, чем на 37 миллионов рублей!

«Мы – бумажные важные люди,
Мы и были, и есть мы, и будем».
Для большинства жителей республики остается большой загадкой, чем же конкретно занимается Госкомитет по реформированию ЖКХ, что и как он вот уже 7 лет со дня своего создания реформирует. Вышеназванная проверка приоткрывает завесу. Вот одна из функций комитета, возложенная на него законом: «Определение приоритетов развития и функционирования ЖКХ».
И вот, согласно представленным комитетом бумагам, как она реализуется:
«Подготовка материалов к ежегодному докладу главы РК «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности…»;
«Подготовка расчетов показателей к прогнозу социально-экономического развития РК на…»;
«Подготовка доклада о результатах и основных направлениях деятельности Госкомитета по реформированию ЖКХ на…»;
«Разработка программы «Результаты и основные направления деятельности Госкомитета по реформированию ЖКХ на…».
Неудивительно, что в реформировании ЖКХ мы никуда не движемся: приоритеты в его развитии носят ярко выраженный словоблудный характер.

«Мы как в танках в своих кабинетах».
Также проверка показала, что комитет любит поработать с районами, не вылезая из кресел. «Проверки проводятся в основном без выезда и изучения ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве непосредственно на месте». Анализ деятельности предприятий с выездом на место проведен только в Лахденпохском районе и Сортавале. И то послал комитет в Сортавалу губернатор лично.
Сергей Катанандов, исходя из документа, вообще буквально обделен информацией о ситуации в ЖКХ. «Реальная ситуация с экономикой предприятий не доводится до главы Карелии… – сообщает Минфин. – Детальный анализ предоставляемых предприятиями ЖКХ сведений позволил бы принимать своевременные управленческие решения по деятельности данных предприятий. Однако в течение проверяемого периода Госкомитетом данная информация только сводилась и далее не реализовывалась».
Поскольку не сходя с кресел узнать о ситуации на том или ином предприятии невозможно, комитет верит всем тем показателям, которые само предприятие ему и представляет. В ходе проверки выяснилось, что все, кроме одного показателя, поступившего к Сергею Катанандову, получены от органов местного самоуправления. И фантазий там может быть сколько угодно.
Или вот назревающий каждую зиму вопрос с топливом. В функции комитета входит составление сводного топливного баланса Республики Карелия. «Представленный проверке топливный баланс никем не утвержден и не подписан, – сообщает Минфин. – Госкомитет информировал, что он составляется на основании данных муниципальных образований и поэтому подписание, согласование и утверждение не требуется».
Хороший ответ. Стоит ли удивляться перебоям с топливом, если никто ни за что не отвечает?
«Свою подпись поставить иль визу –
Все равно что пройти по карнизу».
Отношения комитета с районами Карелии вообще, мягко говоря, специфические. Например, комитет подписывает с рядом районов соглашение и… не указывает объем средств, подлежащих выделению на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме. Как это понимать? Сколько захочу – столько дам? А завтра передумаю и дам только половину? А послезавтра с похмелья и вовсе все вычеркну?
Или вот другой пример. Госкомитетом в 2009 году администрациям муниципальных образований перечислено субсидий на 42 миллиона, что составляет 85% от объема средств, предусмотренных законом. Оставшиеся 15% – а это более 7 миллионов – не перечислены. Обделенными оказались Медвежьегорский, Сегежский и Кемский районы. В январе 2010 года с двумя из районов заключается дополнительное соглашение, по которому недополученные деньги районы должны получить в 2010 году. Проверка Минфина датирована маем. И деньги в указанные районы на тот момент до сих пор не поступили. Где они? И как без денег районам готовиться к зиме? А ведь потом с них со всем пафосом спросят, да еще и мэров снимут. Как не справляющихся.
«Мы не пашем, не сеем, не строим,
Мы гордимся общественным строем».
Нехватка коммунальной техники в нашей республике – притча во языцах. И причина всегда объясняется дефицитом бюджета. Но вы страшно удивитесь, когда узнаете, что дело вовсе не в деньгах. Министерство регионального развития России в 2009 году перевело Комитету по реформированию ЖКХ на приобретение коммунальной техники больше 40 миллионов рублей. На них были заключены контракты на покупку 37 единиц техники. Республика должна была обогатиться на 5 тракторов, 14 мусоровозов, самосвал, автовышку, экскаватор-бульдозер и даже некие машины для вакуумной очистки незнамо чего. Так вот почти половина – 48% техники – поставлена не была. 12 из 17 районов, которые должны были получить технику, не получили ее частично, а кто-то, как, например, Калевальский район – не получил полностью. Неиспользованные средства – 12 миллионов рублей – отправлены обратно в Минрегион России. (И это деньги, которые мы всегда с таким трудом выбиваем?!) Может, виноваты были в этом недобросовестные поставщики, может, не доработали муниципалитеты, но где же был Комитет по реформированию ЖКХ, в котором сосредоточены все полномочия по контролю? Видимо, готовил очередной доклад…
Примерно та же история с выделением средств на благоустройство и озеленение территорий. Только там неосвоенные средства, например, полмиллиона рублей от Костомукши, даже не вернулись в комитет. А в двух районах часть средств, выделенных на благоустройство и озеленение, выдана в качестве премии. Только не тем, кто озеленял или благоустраивал, а руководящему составу – главе поселения, его заму, начальнику финансового отдела.
Вольно обращаются с надбавками и в самом комитете. Минфин насчитал 15 сотрудников комитета, которым положен один процент надбавки, а фактически выплачен другой. Например, положено 6%, а выплачивалось 15%. Или положено 8%, а выплачивалось 25%. Разовым помутнением бухгалтерии дело не объяснить: данные выплаты осуществлялись и весь 2008-й, и весь 2009 год.
«Чтобы сдвинулась с места бумага,
Тут и гибкость нужна, и отвага».
«Конкретная информация о проделанной работе, связанной с повышением эффективности жилищно-коммунального хозяйства, в представленных отчетах отсутствует», – сообщает Минфин. С этим трудно не согласиться. Средства зависают, застревают, исчезают или используются нецелевым образом. Отсутствуют документы, подтверждающие выполненные работы по подготовке к зиме. Минфин рекомендует направить выводы своей проверки в правоохранительные органы. Надеемся, они ими заинтересуются. А вот ждать уютной беззаботной зимы жителям Карелии точно не стоит.