Общество Мазутное озеро

Ксения Сорокина
№28 (738) 14.07.2010

В Петрозаводске произошла авария, подобной которой не было уже давно: в губу Онежского озера в районе улицы Зайцева вылился топочный мазут, принадлежащий заводу «Петрозаводскмаш». Сейчас официальной причиной аварии называют износ и последующий разрыв прокладки насоса на заводе. Скорее всего, произошло это из-за резкого скачка давления. Мазут попал в ливневую канализацию, смешался с водой и отправился прямиком на берег Онежского озера. Площадь нефтяного пятна составила около 150 квадратных метров. К счастью, сотрудникам Петрозаводскмаша удалось очень оперативно локализовать вытекшую нефть и поставить специальные боновые заграждения.

На глаз не определить

– Мы опасались, что мазут может попасть в район водозабора, – говорят в пресс-службе Петрозаводских коммунальных систем. – Пробы воды брались регулярно, но, слава богу, ветра в тот день не было, поэтому мазут не «переплыл» через заграждения и остался на месте.

Над уборкой нефтяного пятна сотрудники Петрозаводскмаша трудились денно и нощно. От предприятия на ликвидацию последствий аварии снарядили три бригады по пятнадцать человек. Когда «Карельская Губернiя» прибыла на место происшествия, хмурые рабочие посоветовали:

– Езжайте лучше отсюда, все равно ничего хорошего не услышите, только кучу матов! Мы очень заняты, разговаривать нам некогда.

На берегу озера было организовано что-то вроде штаба с деревянными столами и палатками. В стороне стояла груда резиновых сапог, доверху «уделанных» черным мазутом. Некоторые рабочие, облачившись в спецкостюмы, сгребали мазут с поверхности воды инструментом, по виду напоминавшим нечто среднее между граблями и шваброй. Несмотря на то, что на место аварии пригнали специальную машину, которая откачивала нефть вместе с водой, в основном озеро очищали вручную. Специалисты из Питера обещали нам помочь и прислать еще какую-то спецтехнику, но в итоге петрозаводские рабочие справились своими силами. Кстати, до сих пор неизвестно, сколько же именно мазута вылилось в Онежское озеро. Цифры варьируются от одной до десяти тонн.

– На глаз же это не определить, – говорят сотрудники МЧС. – Только после того как все работы будут завершены, можно будет провести на предприятии инвентаризацию и подсчитать точный объем вылившегося мазута. Он же смешался с водой, так что задача эта не из простых. Что касается уборки мазута, то тут существуют два способа: ручной и механический. Поскольку у нас в Петрозаводске подобные аварии происходят крайне редко, нет смысла держать много спецтехники, способной бороться с загрязнением. Есть одна фирма, которая этим занимается, она и предоставила машину.

Все убрали?

Впрочем, петрозаводчан нефтяное пятно не сильно напугало. По крайней мере, буквально в трехстах метрах от разлива мазута народ продолжал загорать, купаться и жарить шашлык. Гораздо больше случившимся озаботились власти. На месте аварии побывал даже исполняющий обязанности губернатора Карелии Андрей Нелидов. Он приказал каждые два часа докладывать ему о ходе работ и потребовал, чтобы к «уборке» озера было привлечено еще больше сил и техники. Неизвестно, что же подействовало больше – почти «губернаторское» слово или старания работников Петрозаводскмаша, только к концу прошлой недели мазут из воды окончательно убрали. Изначально руководство завода планировало одолеть весь объем недели за две, но, как видите, получилось быстрее. Теперь необходимо очистить от мазута прибрежную территорию. Поговаривают даже, что для окончательной ликвидации последствий аварии используют специальные безвредные для человека бактерии, которые «съедят» мазут. Правда, специалисты лаборатории микробиологии Института водных проблем Севера про эти чудо-бактерии пока ничего не слышали:

– В любом случае удовольствие это не из дешевых, – говорят работники лаборатории, – да и заказывать бактерии нужно из Москвы или Питера. На самом деле особой необходимости в них нет. Нефтепродукты в воде быстро разлагаются, часть из них опускается на дно, часть удерживается на поверхности воды. А в самой воде уже содержатся бактерии, которые начинают разъедать осевший на дно мазут! И чем больше нефти, тем быстрее размножаются и разрастаются эти бактерии. Одно плохо – после переработки нефтепродуктов бактерии выделяют фенол, который считается ядом. Так что вода в месте разлива еще какое-то время будет оставаться ядовитой.

Спасение Чакки

Природоохранная прокуратура сейчас намерена разобраться в случившемся и оценить ущерб, нанесенный природе. Пока же известна только одна жертва аварии – птенец чайки. Хорошо, что его вовремя подобрала семья петрозаводчанки Марины Пянтиной.

– Мы с мужем захотели искупаться в Онежском озере, – рассказывает Марина, – но, когда подъехали к берегу в районе улицы Зайцева, оказалось, что никакого пляжа там уже давно нет. Мы перешли через какие-то заграждения и увидели в кустах черный комок. Подошли ближе – оказалось, это птичка. Мы тут же ее завернули в полотенце и повезли домой.

Уже больше недели Марина отмывает птенца с помощью «Фэйри» и масла. Птицу окрестили гордым именем Чакки, и сейчас она уже приобрела более или менее сносный рыжий оттенок. Чакки пытается летать, но пока ему это не особо удается. Зато рыбу он кушает с удовольствием. А в выходные Марина возила чайку на дачу. По словам женщины, как только Чакки окончательно оправится и сможет летать, его отпустят на волю.

– Для птиц мазут очень опасен, он обволакивает их перья, и они не могут взлететь, – говорит Владимир Рыбалко, председатель Общества защиты животных. – К тому же птица пытается очиститься самостоятельно, она заглатывает мазут и может отравиться. Пропадают и термозащитные свойства перьев. После аварии я прошелся вдоль берега, но больше пострадавших чаек я не нашел, они все успели отлететь в безопасную зону…